Тринкомали – портовый город на северо-восточном побережье
Шри-Ланки, примерно в 110 милях от
Канди. Город построен на полуострове, делящий гавань на внешнюю и внутреннюю части. Это один из основных центров тамильской культуры. Исторически город был известен как Гокарна, портовый город, сыгравший значительную роль в морской и торговой жизни Шри-Ланки. Гавань залива Тринкомали известна своими большими размерами и безопасными водами, чего нельзя сказать о других гаванях Индийского океана, сюда может заходить любое судно при любой погоде. Местные пляжи пригодны для серфинга, погружения с аквалангом, рыбалки и наблюдения за китами. В городе располагается самый большой голландский форт на всей Шри-Ланке. Здесь располагаются основные государственные морские и военно-воздушные базы.
Название Тринкомали является англикизированной версией тамильского слова Тируконамалаи (что означает «господин священного холма»), в данном случае речь идет о холме, расположенном у края природного почвенного образования, своей формой напоминающего арку.
Древние тексты, равно как и найденные археологами надписи определяют город как Гокарну. Тексты Ваю Пурана утверждают, что храм Шивы на холме Трикута был построен в III веке н.э. Летописи Махавамса подтверждают, что король Махасена разрушил храм Дева и построил на его месте буддистское святилище в целях предупредить распространение ереси в этих землях. Это объясняет археологические находки, имеющие отношению к буддизму.
Природная глубокая гавань Тринкомали привлекала морских путешественников, в том числе Птолемея и Марко Поло, а также торговцев из
Китая и Восточной Азии. Тринко, как путешественники называли город тогда, был известен как морской порт еще со времен древнейших королей Шри-Ланки. Самые первые упоминания о порте Гокарна можно увидеть в хрониках Махавамса, датируемых V веком до н.э., когда король Виджая, которому не удалось убедить своего брата приехать на Шри-Ланку и занять его место, отправил своего сына в Гокарну, где тот впоследствии был коронован в Упатиссагаме.
Раджараджа Чола I вторгся на
Шри-Ланку в 993 г. Исписанная медная пластинка рассказывает о том, как могучая армия Раджараджи на кораблях пересекла океан и сожгла королевство Ланка. В то время правителем сингальского народа был Махинда V. В 991 г. до н.э. армия Махинды подняла мятеж при помощи наемников из Кералы. Махинда попытался найти убежище в южных регионах Рохана. Раджараджа использовал эту возможность и вторгся на остров. Армии Чолы оккупировали северную часть острова и провозгласили ее доминионом «Муммуди Чола Мандалам».
Анурадхапура, 1400-летняя столица сингальских королей была уничтожена. Разрушения были столь значительными, что город был оставлен жителями. Интервенты сделали город Полоннаруву своей столицей и переименовали его в Джананатхамангалам. Выбор города ясно давал понять, что Раджараджа собирается отвоевать весь остров.
Для того, чтобы завершить дело своего отца по завоеванию Шри-Ланки Раджендра Чола I вторгся на остров в 1018 г. до н.э. В результате этой кампании Раджендра заявил, что захватил королевские регалии королей Пандья. Раджехендра также присвоил себе корону сингальского короля, а заодно и его королеву и его дочь. Махинда V был заключен под стражу и переправлен в страну Чола. В заключении он провел 12 лет и скончался узником. Хроники Махавамса рассказывают о резне спровоцированной грабежом, производимой армией Чолы в стране, о разрушении монастырей в поисках сокровищ.
Сын Махинды, Кассапа, стал ядром сингальского движения сопротивления тамильским захватчикам. Война между чолой и сингальцами продолжалась 6 месяцев, в результате чего было убито большое количество тамильцев. В конце-концов Кассапе удалось вытеснить армию. Чола из юго-восточной части страны, после чего он воцарился на троне как Викрамабаху I.
Руины нескольких индуистских храмов, найденных вокруг Полоннарувы подтверждают присутствие здесь тамильской армии.
В 1041 г. Раджахендра организовал еще один поход на Шри-Ланку, чтобы подавить постоянные атаки на чольскую армию со стороны Викрамабаху. Викрамабаху скончался вскоре после этих событий, и за пределами территорий Чола воцарилась анархия.
Будучи своеобразным катализатором изменений Калинга Магха, хоть и спорно, но все же является одним из самых значимых правителей
Шри-Ланки. Его вторжение ознаменовало разрушение королевства Раджарата, которое долгое время было оплотом исконной сингальской власти в стране. Величественные города древнейших королей теперь были затеряны в джунглях вплоть до XIX века. Бывшая некогда единой и централизованной власть раскололась между многочисленными королевствами на юге и в центре Шри-Ланки. Север большей частью занимало королевство
Джафна, которое в 1619 г. попало под колониальную власть португальцев.
Геополитическое влияние Магхи отразилось в смене языка. Традиционное деление Шри-Ланки на королевства Раджарату, Дхаккинадесу и Рухуну прежде всего претерпело изменение в именовании (Раджарата стала Патхитхадесой, а Дхаккинадеса – Маяратой), хотя вскоре все они потихоньку исчезли. Пришедшие им на смену королевства были меньше размерами и сосредотачивались вокруг столицы-цитадели.
Горькая память о вторжении Магхи затронула прежде прочные связи между сингальцами и жителями южной
Индии, Чола, Чера и Пандья. Знатные семейства их Раджарата часто устраивали браки своих детей с представителями южно-индийской аристократии, в средние же века королевские семейства стали «более сингальскими». Однако это не означало, что всем политическим и культурным связям Сингала и южной Индии пришел конец, но временам великих индо-ланкиских кланов, таких как Мория и Ламбаканна.
Коренные правители так и ни когда не оправились полностью после упадка, вызванного вторжением Магхи, и три столетия после него страна существовала на грани Анархии. Период закончился с появлением на острове сил колониальной Европы.
Тринкомали заняли голландцы, следом за ними французы, а в 1795 г. – британцы. Он стал первым городом, захваченным британцами, пытающимися вытеснить из Шри-Ланки голландцев.