Пляжный отдых Экскурсионный отдых Горнолыжный отдых
Незабываемый опыт Интересные факты Календарь туриста
Главная > Страны > Шри-Ланка > Города > Анурадхапура

Анурадхапура

Анурадхапура
Анурадхапура является одной из древнейших столиц Шри-Ланки, знаменитая обилием хорошо сохранившихся руин Ланкской цивилизации.
Сегодня город причислен к мировому наследию ЮНЕСКО, он лежит в 205 км от Коломбо>, на берегах реки Малватху Ойя.

Анурадхапура была столицей Шри-Ланки с IV в до н.э. до XI века н.э. За этот период она сохранила за собой статус одного из наиболее стабильных центров политической и урбанистической жизни Южной Азии. Город считается священным в мире буддистов. Город упоминается и в индуистских мифах как столица Асуры в эпосе Рамаяна.

Дальнейшие раскопки обнародовали информацию, подтверждающую существование человеческого племени в цитадели. Доисторический Железный век, продлившийся с 900 по 600 гг. до н.э. оставил после себя следы применения железных инструментов, керамики, выращивания лошадей и домашнего скота. В период с 700 по 600 гг. до н.э. поселение Анурадхапура выросло в площади до 50 гектар. Город располагался в стратегически важном месте на пересечении главных портовых зон: северо-западной и северо-восточной, он был окружен плодородными землями. Город располагался глубоко в джунглях, предоставлявших ему своего рода естественную защиту от вторжения захватчиков.

Ранний период истории города с 500 по 250 гг. до н.э. исследуется благодаря дошедшим до наших дней хроникам. Именно в это время королем Пандукабхайя и был заложен облик города. Город того времени занимал площадь в один квадратный километр, что делало его одним из крупнейших образований на континенте того времени.

Согласно историческим сводкам король Пандукабхайя сделал Анурадхапуру столицей в IV в до н.э, равно как и выстроил город и прилегающие территории по строго выверенному плану. При его правлении был создан резервуар Абхайявапи, он открыл святилища для якхов. Рабы, выполнявшие все рабочие функции, располагались в прилегающей деревушке, они строили жилища для странствующих аскетов, брахманов и адживаков.

Когда прежнего короля сменил на троне его сын, Муташива за 60 лет своего правления последний сохранил за Анурадхапурой статус столицы. При Муташиве был разбит сад Махамегхавана, который сыграл значительную роль в истории зарождения буддизма на Шри Ланке. Буддизм появился на островах при короле Деванампии Тисе, сыне Муташивы, спустя 236 после ухода Будды.

Популярность города росла одновременно и как ритуального, так и административного центра. В город постоянно стекались значительные массы народа, намеревающиеся остаться здесь на постоянное место жительство. Такие процессы спровоцировали рост системы городских удобств для удовлетворения нужд постоянно растущего населения. При короле Васабхе был построено большое количество искусственных водохранилищ, подпитываемых подземными каналами, созданными в целях водоснабжения города.

Анурадхапура достигла своего расцвета с началом эры христианства. В эру своего расцвета город с точки зрения своих масштабов находился наравне с Ниневией и Вавилоном, его четыре стены, каждая из которых была длиной 16 миль, окружали территорию площадью в 663 квадратных километра. Город славился своими ирригационными системами, которые считались одними из самых сложных в древнем мире. Обилие ирригационных систем объяснялось тем, что город располагался в сухой зоне страны, поэтому администрационному корпусу древнего города пришлось озаботиться строительством многочисленных водохранилищ, большинство из которых сохранились и до сегодняшнего дня, считается, что это старейшие из сохранившихся водных резервуаров, созданных искусственным путем.

Город значительно пострадал в ходе первых захватнических войн со стороны Южной Индии и в 1017 г. был оставлен жителями. Упадок город начался с экономического разорения страны, вызванного постоянными набегами. Анурадхапура был разграблен войсками народности Чола в 1017 г., после чего столица была перенесена в соседний город Полоннарува. Разрушения в городе были настолько значительными, что люди были вынуждены его оставить, после чего город просуществовал в запустении более тысячи лет.

Так продолжалось до XIX века, до тех пор пока джунгли не были вырублены и руины города вновь не открылись миру. Примерно к этому времени на соседние с городом земли вернулась часть прежнего благополучия вместе с восстановлением части резервуаров британцами.

Достопримечательности

Дагоба Абхаягири (Abhayagiri Dagoba), АнурадхапураДагоба Абхаягири (Abhayagiri Dagoba)
Дагоба представляет собой одни из самых масштабных руин в мире и одно из святейших мест паломничества буддистов. В ходе истории здесь некогда располагался монастырский центр и столица королевства с многочисленными монастырями, укрытыми бронзовыми крышами и яркими изразцами. На севере города, окруженная массивными стенами и замысловатыми водоемами, резными балюстрадами и лунными камнями, находилась дагоба Абхаягири, одна из семи святейших мест Анурадхапуры и самая большая из пяти главных вихаров. Здесь находилась резиденция северного Монастыря, Уттара Вихара. Понятие «Абхаягири Вихара» обозначает не только комплекс монастырских построек, но и братство буддистских монахов, сангху, отличающееся своими традициями и образом жизни.
Дагоба Тхупарама (Thuparama Dagoba), АнурадхапураДагоба Тхупарама (Thuparama Dagoba)
Тхера Махинда представил буддизм Тхеравада и почитание четий на Шри-Ланку. По его просьбе король Деванампиятисса построил Тхупарамаю, в которой хранится ключичная кость Будды. Считается, что именно эта дагоба стала самым первым монументом на Шри-Ланке.
Джая Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi), АнурадхапураДжая Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi)
Имя Джая Шри Маха Бодхи носит священное фиговое дерево в городе Анурадхапуре. Считается, что дерево было взращено из отростка того самого дерева, под которым на Будду снизошло озарение. Дерево было посажено в 288 г. до н.э. и является самым старым деревом в мире, посаженным человеком.