Джафна – столица Северной провинции,
Шри-Ланки. Большую часть населения составляют шри-ланкские тамильцы, с незначительной примесью шри ланкских мусульман и португальских бюргеров. Почти все мусульмане были выдворены из города в 1990-х годах в результате этнического конфликта, начавшегося в 1970-м. В результате город стал практически целиком и полностью тамильским. До вышеупомянутого конфликта Джафна считалась самым большим городом в стране.
На местном тамильском диалекте название города звучит как Яаалпаанам, традиционно принято считать, что название Яаалпаанам сформировалось от слияния слов Яаал и Панам, что означали в переводе «земля арфиста». Это название уходит своими корнями в миф о слепом музыканте, играющем на лютне, получившем эти земли в качестве королевского подарка. Сегодня на сингальском Джафна известна как Япаная. Также название города может быть упрощенным вариантом от Япа Патуна. Существующий здесь порт был со средних веков известен как Япа Патуна на сингальском и Яалраан Патинам на тамильском. Порты города располагались на древнем шелковом пути, пролегающем из
Китая через
Вьетнам,
Камбоджу,
Таиланд, Яву и
Малайзию. Еще Марко Поло в ярких красках описывал динамичную жизнь здесь. Марко Поло следовал морем по шелковому пути, сопровождая и охраняя китайскую принцессу, дочь Кублаи Кханя, будущую жену персидского короля. Город сочли самым безопасным местом для дочери императора и будущей королевы Персии.
Северно-ланкский город Джафна обладает письменно задокументированной историей в 2000 лет. Исторические факты, касающиеся этого города, можно найти в хрониках Махавамса и Чулавамса, Ялпана Малаи, Кайлая Малаи и Ирасамураи.
Действие одной из величайших эпических поэм тамильской литературы, Манимекалаи, происходит в месте Манипаллавам, которое вполне могло бы быть Джафной, подтверждением чему могут служить сохранившиеся в Кантародаи руины. В поэме Манимекалаи рассказывается о визите Будды в этот город. В хрониках Махавамса упоминается, что Будда использовал подвластные ему силы-сидхи для перемещения в Джаффну по воздуху.
На севере
Шри-Ланки сформировалось королевство Джафна (также известное под названием Арьякакраварти) с вторжением Магхи, заявившем, что он пришел из государства Калинга в
Индии. В результате Шри-Ланка была обречена выплачивать дань империи Пандьев в Индии с 1250-х гг. и вплоть до падения власти последних. На краткий период истории с начала и до середины XIV в. Город начал наращивать мощь в пределах Шри-Ланки, подчинив себе все значительные королевства острова того периода и обязав их выплачивать денежную компенсацию, но в 1450-х город был подавлен королевством Котте, единственным равным по силам соперником.
После возрождения энергия королевства была направлена на консолидацию его экономического потенциала за счет максимизации доходов от экспорта жемчуга и слонов и доходов с земель. Королевство Джафна было наименее феодализировано по сравнению с другими королевствами Шри-Ланки того периода. В это время создавались важные памятники тамильской литературы и строились индуистские храмы.
Прибытие португальцев-колонизаторов на Шри-Ланку в 1505, их понимание стратегического положения города в Полкском заливе, соединяющем все сингальские королевства с югом Индии, вскоре вызвало серьезные политическое проблемы. Многие короли вошли в конфронтацию друг с другом, заключая союзы с португальцами. В конце концов Канкили II, узурпатор, взошедший на трон, решил вытеснить португальцев и был ими повержен, что в 1619 г. положило конец независимому существованию королевства.
По истечении более чем 400 лет королевство Джафна утратило свою независимость и было подчинено португальцами в 1621 г. Португальцы захватили короля Сангили Кумарана и вместе с сыновьями отправили его в
Гоа, Индия. По завершении расследования короля признали виновным в измене, после чего его и сыновей приговорили к казни через повешенье. Португальцы построили здесь форт и окружили его рвом.
Тамильцы Джафны и Кандийское королевство объединились и вошли в сговор с датчанами из Батавии (современная
Джакарта) на предмет выдворения португальцев со
Шри-Ланки. Датское вторжение из Батавии принесло освобождение от религиозного гнета мусульманам и тамильцам. Голландские, а впоследствии и английские колониальные правители, правили здесь не более трех веков, то есть каждые находились у власти примерно по 150 лет. В тамильском диалекте до сих пор используются некоторые португальские и тамильские слова.
Во время голландского правления острова Полкского пролива были переименованы по названиям датских городов, как то Лейден, Кайтс. Голландский священник Рев Филипп Балдеус создал значительный документальный труд, похожий на Махавамсу, описав народ Джафны и их культуру. Этот труд был немедленно напечатан в
Германии и
Дании с несколькими иллюстрациями. Гранитная табличка на Площади Педро отмечает место, где священник читал проповеди тамильцам под большим тамариндовым деревом. К сожалению, дерево было вырвано с корнями циклоном, обрушившимся на Шри-Ланку в 1963 г.
Британское правление пришло в Джафну в 1798 г., начиная с этого периода было открыто много образовательных институтов, английский язык стали преподавать местному населению. Тамильцы получали значительные посты в правительственных учреждениях. Примерно в это же время американские и английские миссионеры соревновались с католиками в открытии церквей и религиозных учреждений.