Вспомните, как выглядит обычная карта мира точнее не совсем обычная, а, проекция Меркатора: Америка точно по центру, Африка и Европа справа,
Китай и
Австралия слева, Центральная Азия поделена на две части, одна расположена на правом конце карты, другая – на левом. Вам доводилось видеть такую карту. Карта, о которой сейчас пойдет речь издалека выглядит точно так же.
А теперь приглядитесь получше, при ближайшем рассмотрении можно видеть, что на данной конкретной карте континенты выполнены из крошечных черных точек, как на картинах Жоржа Серо. Ну а если взглянуть еще ближе, то можно увидеть, что это вовсе не серные точки, а музыкальные ноты.
«Каждая земля и страна может быть трансформирована в музыку», – говорит Джеймс Плаковиц, художник, создавший эту карту, свое творение он назвал «Музыка, потрясающая мир». Нота, пауза, звук, другой музыкальный знак, будь то форте или пианиссимо, кажется, что все в ужасном беспорядке, но как только вы отходите чуть-чуть назад весь этот хаос складывается в очертания страны или материка. Вы вдруг видите частичку этого мира.
Плаковиц потратил 6 недель на создание своего шедевра, он тщательно подбирал ноты, таким образом, чтобы издалека они принимали очертания материков и островов.
Художник заменил широты схемой нотного стана. Затем он разделил его на 37 оркестровых инструментов. Каждому инструменту принадлежит горизонтальная ячейка, проходящая по всей карте с запада на восток.
В верхней части карты, рядом с Северным полюсом расположена секция деревянных духовых инструментов. Ноты поднимаются и падают вдоль побережья
Гренландии. Северный ледовитый океан отмечен длительной паузой.
Дальше вниз, на территории
США, Европы и Азии вступает фортепьяно. Медные инструменты появляются на экваторе, а с тропических широт и дальше на юг медленно вступают струнные.
Ни один из мировых оркестров не взялся бы воплотить в жизнь мотив, изложенный на этой карте. Поэтому Плаковиц обратился за помощью к специалистам в области компьютерного программирования и с помощью специальной программы обратил свою «партитуру» в музыку. Он начал с минимальным набором инструментов: флейта, два фортепиано, две скрипки и виолончель.
Плаковиц надевает наушники и слушает фрагмент длиной всего в 41 секунду, одновременно он комментирует музыку: «Мы начинаем со Средней Азии, именно здесь так надрывно трогательно поют скрипки, такого не услышишь более нигде в мире. Как только мы двигаемся ближе к
Канаде, вступает фортепиано и почти сразу же где-то в глубине рождается мелодия виолончели. Здесь виолончель почти не замолкает, все это благодаря особенности проекции Меркатора, на которой Антарктика тянется узкой длинной полоской внизу карты.
Музыка немного стихает по мере того, как мы движемся через Атлантику, но как только попадаем в музыкальную зону Африки и Западной Европы, здесь снова громче слышно фортепиано. Ну а потом отрывок мягко возвращается к тому же месту, откуда начался.
Наша земля круглая, так и этот отрывок не имеет конца и начала, он может продолжаться бесконечно. И это великолепно как считает Плаковиц, поскольку каждый раз вы обращаетесь к новым деталям.
Даже Гавайские острова, какими бы маленькими они не были, четко звучат в общей канве.
Музыкальные темы, такие как, например, Гавайи, особенно прекрасны на этой музыкальной карте, в особенности если их слушать отдельно. Однако, когда вы слушаете все 37 инструментов играющих одновременно каждую из нот карты, это напоминает какофонию. Ноты, образующие Мичиган не гармонируют с нотами Центральной Америки. Музыка
Мадагаскара не сочетается с музыкой Ближнего востока, расположенного точно над ним.
«Музыка – сложное дело»,- мудро замечает Плаковиц. В этом отрывке есть места, где ноты удивительно точно гармонируют, образуя складную мелодию, а есть места, где они звучат вразнобой, это собственно и отражает суть этого мира.
На вопрос не хотел ли Плаковиц в своей картине сделать мир чуть более гармоничным, ведь для этого требовалось всего лишь небольшие поправки, поменять местами пару ноток, он ответил: «Ах, если бы все было так просто…»