Пляжный отдых Экскурсионный отдых Горнолыжный отдых
Незабываемый опыт Интересные факты Календарь туриста

Патан

Патан
Патан расположен на юге Багмати, не так давно городу было присвоено новое имя Лалитпур. Однако в народе его продолжают называть старым именем Патан.
Некогда отдаленный от Катманду полями, Патан и его 146 000 жителей постепенно сливаются со столицей. Он является одним из королевских городов после Катманду и Бхактапура. Ряд монументов иллюстрирует важность города для буддистов. В 1990-х гг. в пригороде Джавлакнель появились эмигранты из Тибета.

Хроники свидетельствуют, что город был основан здесь Бир Дэвой примерно в 650 г. Очень немногое сохранилось в Патане от периода Малла. Большую часть времени город находился под управлением королей Катманду. Считается, что он обрел независимость только в 1618 г. при Сиддхи Нарасимхе. Такое изменение привело к золотой поре города, которая продолжалась и при последователях Шриниваше и Йоганарендре. За это время городские владения расширились, были построены 18 главных монастырей, 32 малых монастыря.

Торговые отношения с Тибетом, уходящие корнями в буддистские традиции Патана, еще более упрочились. Работы умелых резчиков по металлу из Патана были повсеместно востребованы. Однако, когда город был захвачен гуркхами (британские войска, набиравшиеся из непальских добровольцев), золотой век города резко подошел к концу. Завоеватели разграбили храмовые сокровищницы и распустили буддистские монастыри.

Дороги, расходящиеся лучами от места известного как дворцовая площадь к четырем ступам Ашока (ступа - куполообразное сооружение на могиле царя или вождя; хранилище реликвий), очевидно должны были формировать крест, который до сих пор можно различить. А вот утверждение, что ступы были построены тогда, когда легендарный король Ашока, прибыл в Патан не имеет под собой исторического подтверждения. Большего доверия заслуживает теория о том, что ступы образовывали мандалу, мистическую буддистскую диаграмму, символизирующую космический порядок и положение богов и человека. Похоже на то, что некогда в центре находилась пятая ступа. Эта теория основана на доктрине Пачабудда (доктрина пяти Будд). Пять ступ представляют собой пятикратное откровение мудрости, они расположены на пяти основных точках (север, юг, запад, восток и центр), они олицетворяют 5 элементов, 5 цветов и сезонов. Ступы отличает значительный возраст, однако они не были воздвигнуты для того, чтобы обозначить границы поселения. Они ограждали священную сакральную территорию, скорее всего буддистский центр долины. Кстати, этот статус Патан сохранил и по сей день.

Достопримечательности

Площадь Дурбар
Уже во времена Малы площадь Дурбар использовалась как место проведения религиозных церемоний и фестивалей. Как и площади в двух других королевских городах, Дурбар была занесена в список мирового наследия ЮНЕСКО. В конце XVI века правителем Патана стал Харихарашима Малла из Катманду, он начал строительство своего дворца в Маникешвар Чоук. При нем развилось поклонение богине Дегуталь, божеству семейства Малла. Вскоре здесь в честь этого божества был построен храм. Сиддхи Нарасимха Малла увеличил дворец, построив Мул Чоук и Сундхара Чоук, а также фонтан Бхандаркхаль.
Ступы Ашока
Из четырех ступ, расположенных по периметру Патана, лучше всего сохранилась северная ступа. Она была покрыта известковым раствором, тогда как остальные поросли травой.
Сундхара Чоук
Ганеша, Нарашима и Хануман охраняют вход в Сундхара Чоук, самый южный из дворцовых дворов.