Незаконно продаете наркотики или занимаетесь проституцией и ждете благословения от высших сил? Эти святые вас не осудят.
Первого числа каждого месяца мексиканцы выстраиваются в очередь на поклонение антисвятым. 5000 мексиканцев едут в Баррио Тепито, один из самых криминальных кварталов
Мехико, чтобы почтить их «скелетное величество».
Облаченная в белую атласную мантию с множеством колец на костлявых пальцах и держа жезл в правой руке, освещенная флюоресцентом Санта Муэрте стоит, как неотесанный Грим Риппер, за стеклами, украшенными искусственными розовыми цветами. Доброжелательным взглядом она взирает из-под накидки на своих почитателей, которые просто забрасывают ее знаками внимания – ставят свечи, приносят сигареты, бутылки текилы и т.д. Вот приближается мускулистый мужчина, его голая грудь вся в татуировках с изображением подобных святых, своим сигаретным дымом он словно совершает помазание святого алтаря. Молодая женщина в джинсовке – следующая. Она целует стекло и зажигает черную свечу с молитвой 'Ля Нина Бланка', так она ласково называет святую. «Сеньора Бланка, я пришла к тебе, благослови меня. Прошу у тебя благополучия, здоровья, любви и спокойствия». Другие, ожидающие своей очереди, прижимают к себе святые фигурки, размером с куклу Барби, и они не вернуться домой пока не отблагодарят святую.
«Пожалуйста, изъясняйтесь кратко», - говорит веселая женщина среднего возраста в клетчатом фартуке, кто, по-видимому, следит за процессом. «Выход вон там».
Тем временем, в Кулиакане, столице штата Синаола на северо-западе
Мексики, трио в ковбойских шляпах бренчат на гитарах и восхваляют другого популярного святого Иисуса Мальверде: «Я воспеваю того, кто благословил меня, я буду упорно молиться за святого, который помогает мне». Играют они перед цветными стеклами окон часовни, за которыми стоит бюст Мальверде, а рядом – статуэтка Девы
Гваделупы, «официальной» покровительницы всех святых в Мексике. Мальверде – модный усатый ковбой в белой рубашке и с черным платком на шее. Он похож на главного героя из классических мексиканских фильмов. У стен часовни стоят таблички от почитателей в знак благодарности «Покровителю всех бедных» за все хорошее, что он сотворил. На некоторых написана сокровенная фраза: «'De Sinaloa a California»; возможно это зашифрованная благодарность за удачную поставку наркотиков. В киосках у часовни продаются CD-диски с песнями о жизни Мальверде от Los Tigres del Norte, Banda Sinaloense и других популярных музыкальных групп.
Старомодные культы поклонения Санта Муэрте и Мальверде строго порицаются католической церковью. Римский папа никогда не признает эти домашние святыни. Но это ничего не значит для толпы их ярых почитателей, воспринимающих Муэрте и Мальверде в качестве хранителей на этой бренной земле.
В Мексике 90% жителей – католики, однако культ христианства подвергся здесь местной адаптации. После крестовых походов испанские завоеватели жестко препятствовали поклонению ацтеков, но, несмотря на это, их божества все равно существовали, сокрытые даже в образах христианского пантеона. Самой известной из подобных божеств стала Дева Гваделупа - та же Дева Мария, только смуглая – которая в 1531 году явилась местному крестьянину Хуану Диего на северных окраинах
Мехико, прямо в месте поклонения богине ацтеков Тонантзын. Более 200 лет ушло на то, чтобы
Рим все ж таки провозгласил «Деву Гваделупу» покровительницей всех святых в Новой
Испании.
Принадлежит ли Санта Муэрте древней мексиканской традиции– неизвестно.
Антропологи связывают ее происхождение с Миктлантекутли – ацтекским богом смерти, однако о ней почти ничего не было слышно вплоть до 1960 года. Когда жительница Тепито Энрикето Ромеро – та самая женщина в фартуке, хозяйка церемонии поклонения, которую все называют «Донна Квета», поставила алтарь на улице Альфарерия 12 в Баррио Тепито 6 лет назад, зародившийся культ, как говорится, нашел свою Мекку. Люди стали приходить, чтобы отдать дань уважения Санта Муэрте, и маленькие алтари начали появляться в близлежащих домах. Трансвеститы, наркоманы, бывшие заключенные и другие так называемые «отбросы общества» приходят к Санта Муэрте с большим удовольствием, ведь она принимает всех безотказно. Однако домохозяйки, мусорщики, продавщицы и водители автобуса тоже приходят, чтобы преклониться перед скелетообразной святой, попросить ее оберегать любимого в тюрьме, избавить от врагов или чтобы отец-бездельник остепенился. «Когда меня спрашивают, правда, что сюда приходят наркоманы, проститутки, преступники и воры, я отвечаю «да», - говорит Донна Квета в глянцевом издании «La Muerte a Tu Lado». «Потому что святые могут принять любого. Каждый должен верить во что-то». Чтобы помогать «верующим» и снабжать их необходимыми аксессуарами, она поставила у алтаря ларек, где продает свечи, зелья, специальные спреи, амулеты и статуэтки.
Свою популярность Иисус Мальверде получил благодаря своему статусу «вне закона». Он известный святой покровитель наркоторговцев. Великий Наркосвятой – одно из его прозвищ. Когда уполномоченные лица обнаруживают плантации марихуаны, рядом во временном храме всегда находят образ Мальверде. Ни один контрабандист не станет пересекать границу без амулета с изображением Мальверде на своей шее. Как и в случае с Санта Муэртой, наркоторговцы являются всего лишь частью всех его почитателей.
История Мальверде, надо сказать, весьма сомнительна. Недостаточно доказательств того, что он вообще когда-то существовал. Возможно, его образ сложился из всех нарушителей закона, населяющих пограничный регион в конце 19 - начале 20 века. Его часто изображают благожелательным бандитом, который крадет у богатых и отдает все бедным. Согласно одной самой распространенной версии, губернатор штата Синаола однажды казнил нарушителя закона и повесил его труп на дереве возле своего особняка. Проходящий мимо, погонщик мулов, чей скот непонятным образом исчез, попросил у высохшего трупа помочь ему найти свой скот. Через некоторое время стадо мулов само пришло к погонщику. В знак благодарности погонщик закопал в землю кости Мальверде. Затем другие бедняки стали просить Мальверде о помощи, и если он помогал, они оставляли ему на могиле груды камней.
Взрывная популярность этих своеобразных святых в современной
Мексике для многих является загадкой. Выдающийся мексиканский писатель и ученый-эколог Гомеро Аридьис, автор романа «Ля Санта Муэрте» (2006), связывает это явление с «тяжелой музыкой металла, беспорядочными ценностями, городскими беспорядками, разрушением семей и господством организованной преступности». Может это потому, что изобилующие низшие слои общества Мексики живут вне сферы защиты институтов государства и вынуждены искать убежища другими способами. По крайней мере, в случае с Мальверде благополучие «верующих» не ограничивается одним духовным благословением. Элиджио Гонсалес, который уверовал в Мальверде после того, как чудесным образом оправился от многочисленных пулевых ранений и который долго охранял его святыню, основал что-то вроде программы социальной помощи, в рамках которой все пожертвования идут на организацию похорон для бедных.
Еще одной причиной такой популярности может являться доступность домашних святых. В отличие от уставов традиционной церкви, такие святые не требуют моральных обязательств от своих почитателей. «Верующие» не обязаны каяться в своих грехах, кроме того, нет никаких строгих ритуалов или причастий. Часто почитатели антисвятых сами выдумывают свои молитвы и обряды, заимствуя черты как традиционной, так и кубанской литургии. Для самих святых не важно, каким образом их последователи будут проявлять свою привязанность. Главное - верить.
Великолепный материал!