Старая тайская столица Аюттайя (полное название "Пра Након Си Аюттайя") – один из самых интересных разрушенных городов в Азии. Город расположен на просторной и плодородной равнине Менам Чао Прайя в месте, где реки образуют правильный природный водный круг. В самом деле, город оплетен реками Менам на юге и западе, Лопбури на севере и Пасак на востоке.
Те, кого интересует история
Таиланда, должны провести, по крайней мере, два дня здесь, осматривая достопримечательности, стоит и непременно съездить в Лопбури и
Сукотаи, два оставшихся «королевских города Центрального Таиланда, исторически тесно связанных со старой столицей.
Более 400 лет (между 1350 и 1767 гг.) она была столицей королевства Сиам. Западные путешественники очень лестно отзывались о городе, называя его лучшим местом на земле. Город появился как небольшой форт-пост кхмерского королевства и был основан в XI веке рядом с Ваттом Куди Дао. В XIII веке после того, как тайцы завоевали и начали возделывать долину Менам, Аюттайя и Лопбури вошли в состав княжества У Тонг, вассала Сукотаи. В 1374 г. на страну обрушилась эпидемия чумы, которая уничтожила более половины населения и заставила принца У Тонга покинуть столицу. Новой столицей была избрана Аюттайя, идеально расположенная в долине Менам и окруженная реками. Разделение сиамского королевства и скорая смерть короля Рамкамхенга позволили У Тонгу политически отделиться от правителей Сукотаи. В 1350 году король Сомдет Пра Рама Тободи провозгласил У Тонг независимым государством.
Имя «Рама Табоди» отражает почти божественный статус королей Таиланда того времени. Король Сомдет считал себя реинкарнацией бога Вишну и Рамы, героя индийского эпоса «Рамаяны». На своей коронации он подтвердил свой сверхчеловеческий статус и божественное всесилие, что засвидетельствовали 8 брахманов, приглашенных их священного индийского города Бенареса.
Историю Аюттайи творили по меньшей мере 33 правителя. Город развился в процветающий культурный и коммерческий центр, большое количество европейских компаний открыли здесь свои представительства. Торговых представителей европейским компаний можно было встретить на каждом углу, именно благодаря им здесь были построены собор Святого Иосифа и складские помещения.
В Аюттайе функционировали 4 таможенные службы, самая большая располагалась на восточном берегу Чао Прайя. Военные суда и королевские барки пришвартовывались у северного берега Лопбури, рядом с ваттом Тин Та, напротив королевского дворца. Король У Тонг окружил город земляным валом и частоколом. Эти укрепительные сооружения были заменены на обычную кирпичную стену только в 1549 г. В 1580 г северные укрепительные сооружения были передвинуты ближе к реке, их руины можно видеть и по сей день.
Из 6 мощных фортов, расположенных в стенах дворца сохранились лишь руины форта Пом Пет, расположенном в месте, где река Пасак впадет в реку Лопбури. После того, как Аюттайя была разрушена, камни из стен фортов использовались при строительстве городских стен
Бангкока.
Разграбление Аюттайи в 1767 г. стало признаком временного упадка сиамской монархии. Соперники королевских кровей, претендующие на трон, погрязли в интригах и мелких войнах. Король Экатот, последний представитель правящей династии был слишком слабым лидером, чтобы восстановить свой авторитет. Когда бирманцы вновь осадили город, имея лишь слабую надежду на успех, представители оппозиции тайно открыли ворота и впустили в город врага. Бирманцы держали город под контролем следующие 15 лет, тайцам удалось отвоевать его обратно лишь в ходе многочисленных кровопролитных сражений. За 15 лет бирманцам удалось разорить город, не осталось ни одного не разграбленного храма, большое количество построек (в том числе и Ванг Луанг) сровняли с землей. Падение Аюттайи сопровождалось разрушением сотен статуй Будды путем разбивания голов статуи, что делало их восстановление невозможным, (буддисты верят, что дух человека находится в голове). Несколько обезглавленных статуй до сих пор можно найти в руинах.
Современная Аюттайя обладает большим количеством храмов и руин дворцов, которые раньше мало интересовали археологов. Однако, с 1956 г. раскопки некоторых храмов дали представление об истинных размерах города, что привлекло в
Таиланд археологов со всего мира. Более сотни построек и руин были признаны, указал департамента изящных искусств Таиланда историческим достоянием. Реставрационные работы ведутся в городе при финансовой поддержке ЮНЕСКО.