Дагоба Абхаягири (Abhayagiri Dagoba) представляет собой одни из самых масштабных руин в мире и одно из святейших мест паломничества буддистов. В ходе истории здесь некогда располагался монастырский центр и столица королевства с многочисленными монастырями, укрытыми бронзовыми крышами и яркими изразцами. На севере города, окруженная массивными стенами и замысловатыми водоемами, резными балюстрадами и лунными камнями, находилась дагоба Абхаягири, одна из семи святейших мест Анурадхапуры и самая большая из пяти главных вихаров. Здесь находилась резиденция северного Монастыря, Уттара Вихара.
Понятие «Абхаягири Вихара» обозначает не только комплекс монастырских построек, но и братство буддистских монахов, сангху, отличающееся своими традициями и образом жизни. Сангха была основана во II веке до н.э. и постепенно выросла в международный институт буддистской философии.
В хрониках указывается, что Абхаягири была создана королем Ваттагамини Абхая во время второго периода его царствования с 89 по 77 гг. до н.э. Молодой Брамин по имени Тия объявил королю войну. Тия был введен в заблуждение предсказанием другого брамина о том, что тому суждено стать королем. Перед прибытием Махинды Тхеры, принесшего буддизм на острова, брамины занимали высшие позиции в обществе, после же учреждения на острове порядка Бхикшу, они потеряли свое влияние, им на смену пришла монастырская община сангха. Некоторые брамины обратились в буддизм, тогда как другие подняли мятежи.
Примерно в это же самое время семь тамильских правителей высадились на Махатиттха с могучей армией. Король Валагамба, опытный дипломат, довольно быстро осознал, что его силы слишком малы, чтобы противостоять тамильским армиям, поэтому он постарался избавиться от врагов, столкнув их друг с другом. Он послал сообщение Тие, в котором сказал, что тот может получить королевство как только избавит его от иноземных захватчиков. Тия согласился, собрал свое войско и отправился на встречу к тамильцам, и был ими повержен. Тамильцы, воодушевленные успехом двинулись на Анурадхапуру, свергли короля, который был вынужден оставить трон и скрыться в горах. Когда поверженный король покидал Анурадхапуру, монах-джайн из монастыря Гири, построенного королем Пандукхабая, стоя у северных ворот в город крикнул: «Великий черный Сингал спасается бегством!». На что король ответил: «Если бы мое желание (о возвращении ему королевства) исполнилось, я бы построил здесь храм».
В следующие годы последовал период массового голода и иностранного правления. Король Ваттагамани Абхая, укрывавшийся в горах, собирал силы, а затем, после 14 лет изгнания, он вернулся в Анурадхапуру в 89 г. и одержал победу над последним тамильским королем Бхатией. И в память о своем обещании, сделанным в первые дни его изгнания, он начал строительство Абхаягири Вихара на месте монастыря Гири.
Согласно хроникам название Абхаягири Вихара происходит от имени короля Ваттагамани Абхая и священников Гири, живших в джайнском монастыре.
Приход к власти короля Махасены в III веке до н.э. совпало с упадком доктрины Тхеравада, практикуемой монахами махавихара. Король издал запрет на практику этой доктрины, после чего разрушил здания Махавихары и использовал полученные в результате этого материалы в строительстве новых зданий в Абхаягири. Пришествие Махасены ознаменовалось золотым веком Абхаягири. И когда в IV веке на Шри-Ланку был привезен реликвия, а именно зуб Будды, храм Абхаягири был избран как место хранения этой реликвии.
К VII веку до н.э. Абхаягири Вихара включал себя 4 института религиозного образования: Уттара-мула, Капара-Мула, Махантчпа-мула и Вахаду-мула, расположение всех четырех было определено в ходе археологических раскопок, многочисленных исследований. В ходе времен Абхаягири был преобразован в организованный религиозный и образовательный институт.
Темные времена, продлившиеся более 800 лет, обрушились на Абхаягири Вихара после вторжения индийских войск и продолжались до 1880-х годов, пока храм, а точнее его разграбленные руины, не привлекли внимания ученых и исследователей.
Архитектурные элементы Абхаягири Вихара отражают социальные верования и религиозные практики, превалировавшие в период его расцвета. Не смотря на то, что буддизм был государственной религией и доктриной, последователями которой считалась большая часть нации, влияние местных верований, в частности индуизма, все же было достаточно значимым и нашло отражение в архитектуре данного периода. Дизайн ворот, к примеру, иллюстрирует традицию помещать здания под охрану божеств.
Две резные каменные плиты, расположенные по обоим сторонам лестничного пролета, ведущего к зданию, известны как охранительные камни (Мурагал). Такие камни обычно соседствуют с каменными скульптурами богов. Среди индуистских символов, представленных на этих камнях одним из самых распространенных изображений является Нагараджа, антропоморфный король Кобра. Среди декоративных элементов в изобилии можно видеть лотосы. Изображения лотоса имеют особую значимость в сельскохозяйственном обществе, поскольку они символизируют детей охранительного божества дождя.