Церковь Святого Семейства (официальное название Искупительный храм Святого Семейства) является основной достопримечательностью Барселоны, а также одной из самых нетрадиционных церквей в Европе. Она возвышается в северной части города, являясь здесь несомненной архитектурной доминантой.
Когда в 1883 году Антони Гауди приступил к строительству этого собора, уже были составлены планы конструкции и выполнена часть работ по возведению склепа. Предполагалось, что это будет типичное неоготическое сооружение, однако Гауди принял решение полностью изменить имевшиеся планы, хотя – как и в большинстве случаев с другими его работами - он не имел точного представления о результате, предпочитая вносить изменения и добавления по ходу работ. Конечно же, это подразумевало, что здесь не может идти речь о завершении строительства в короткие сроки, хотя Гауди предполагал, что оно займет 10-15 лет. Существовали также финансовые ограничения, поскольку средства на строительство поступали исключительно из сбора милостыни и добровольных пожертвований горожан. В результате «Церковь бедных», главная работа самого прославленного каталонского архитектора современности, осталась всего лишь оболочкой, и нам приходится только гадать, когда она будет завершена.
Планировалось, что общая длина собора составит 110 метров (354 фута), высота – 45 метров (148 футов), будут сооружены 160-метровый (525 футов) основной купол и 115-метровые (378 футов) башни. Однако построены были лишь четырехбашенные Рождественские врата, внешние стены апсиды, склеп, где в 1926 году был погребен Антони Гауди (закрыт для посещений), частично западные Страстные врата и стены нефа.
С точки зрения художественной ценности, Саграда Фамилия (Храм Святого Семейства) (Sagrada Familia) является чрезвычайно нетрадиционной смесью уже устоявшихся стилей и новых идей. План первого этажа здания, композиционное деление и твердые линии сооружения явно отражают черты готики и неоготики середины XIX века, однако их дополняют плавные травянистые украшения, типичные для стиля модерн.
Достопримечательности Искупительного храма Святого Семейства
Музей
В музее представлены эскизы и фотографии, на которых изображены здания, построенные Гауди, а также их старинные прототипы. В отдельных секциях можно увидеть гипсовые макеты скульптурных украшений, а также огромную, частично восстановленную модель этой церкви, которая выставлялась в Париж в 1910 году. Наброски проектов окна и фасада четко иллюстрируют принцип «диагональных опор», который по замыслу Гауди должен был заменить готические опоры. Также интересным может показаться проволочный макет, демонстрирующий принципы проектирования зданий и сооружений; Гауди вешал разновесы на перевернутой проволочной структуре, чтобы представить предполагаемое давление и нагрузку, и таким образом, получал ясную картину статичной базовой структуры. Чтобы получить полное представление, необходимо вообразить эту картину, увеличенную в 180 раз. В конце склепа находится огромная фоторепродукция Страстного фасада; с правой стороны от нее расположена иконография, выполненная на каталонском диалекте. Также вы можете посмотреть мультимедийное шоу, а в одном из боковых залов увидеть модель в поперечном сечении, демонстрирующую неф и боковые проходы.
Церковь
Первые врата церкви – восточные Страстные врата – были добавлены к конструкции в последние годы. Можно заметить явное стилистическое различие, существующее между скульптурными формами работы Хосе Мария Субиракс использованными здесь, и другими элементами декора, выполненными Гауди. Обратите внимание на изображение Христа, облаченного в покрывало – этот барельеф производит эффект оптического обмана: кажется, что голова движется ближе к наблюдателю.
Войдя внутрь вы увидите огромную гипсовую модель церкви (масштаб 1:25), демонстрирующую Страстной фасад; также здесь находятся несколько эскизов других фасадов и проходов, выполненных акварелью.
Просторный интерьер до сих пор является строительным участком, на котором установлено несколько поворотных кранов; завершенные секции здания дают общее представление о форме, которая должна получиться. Там, где встречаются трансепты и апсида, возвышается алтарь, защищенный навесом, под которым располагается главный склеп (где в 1926 году был похоронен Антони Гауди; как правило, склеп закрыт).
Вид с церкви
На башни правого бокового входа (Рождественских врат) можно подняться, однако открытая узкая винтовая лестница может сделать это предложение малопривлекательным для любого, кто боится высоты. Поблизости расположен старинный лифт, и, пожалуй, им стоит воспользоваться, чтобы насладиться сказочно прекрасным видом на город и крыши башен, выложенные красочной майоликой и напоминающие митры епископа.