Многие люди едут на
Кубу вслед за детской мечтой о свободе, о легендах, знакомых еще со времен советского агитпросвещения. Для «рожденных в СССР» поездка на остров Свободы сродни путешествию на машине времени, назад в советское детство — к пустым прилавкам, двум каналам телевидения (по одному — Фидель, по второму химия, 7 класс), разбитым «Волгам» и «Жигулям» на улицах и прочим образцам допотопной техники. Впрочем, все это — всего лишь милые сердцу советского человека изъяны и только одна из граней кубинского быта. «Руссо туристо» перестают обращать на них внимание через пару дней. Недостатки тонут в пронзительно-синем — ярче, чем в путеводителе! — море, теряются на километровых абсолютно белых пляжах, растворяются в беззаботности, свойственной всем кубинцам. Кубинки заслуживают отдельного слова — и в семь, и в семнадцать, и в семьдесят они подтянуты, словно художественная гимнастика их национальный вид спорта. И все жизнерадостны, заразительно жизнерадостны!
Стоит приехать в Гaвану, и на смену «форпостам социализма» приходят отели all inclusive, пальмы, коралловые рифы, сигары, «дайкири» в запотевшем бокале, зажигательные дискотеки (помещение может выглядеть как актовый зал сельской школы, но местные креолки отплясывают такую румбу, что нужно быть закоренелым скептиком, чтобы обращать внимание на голые стены). Однако, в
Гаване присутствуют и культовые заведения, отметиться в которых должен каждый человек с рюкзаком.
* Во-первых, ночное кабаре «Тропикана», утопающее в тропических кущах и неоновых пальмах.
* Во-вторых, La Bodeguita del Medio, «малая родина» коктейля Мохито.
* И, конечно же, Floridita — заведение, прославленное Хемингуэем, своей популярностью превосходящее дом-музей писателя в Гаване. Если творчество Хемингуэя вам небезразлично — в музей стоит заглянуть, хотя бы для того, чтобы по коже пробежали мурашки — здесь, в этом в общем-то скромном месте, Маэстро написал «Старик и море»…
В 140 километрах от Гaваны — курорт Вaрадеро с чистейшими пляжами, гигантскими — выше человеческого роста — кактусами и пещерой Амбросио (на ее стенах сохранились доисторические каракули наших предков). Если помните, одна из героинь Довлатова жаловалась на курортный городок, в котором ощущалась катастрофическая нехватка мужчин и женщины вынуждены были возвращаться домой «не отдохнувшими». Это не имеет никакого отношения к
Варадеро — инструкторы по подводному плаванию, открывающие ныряльщицам черные кораллы на глубине 30 метров и прочие сокровища подводного мира, обладают фигурами Тарзана и галантностью Джеймса Бонда — европейским туристкам хватит воспоминаний на всю промозглую зиму. И сколь бы длительной ни была зима в ваших широтах, дайкири и румба, закаты и дух безграничной свободы, весь этот чудесный и разный остров будут, как праздник, который всегда с тобой.
cccc