Поначалу непонятое обществом уличное искусство, или стрит-арт, теперь считается кладовой таланта. Прошли те дни, когда рисунки на стенах воспринимались как вандализм; сегодня Вы можете увидеть экспонаты, выполненные из папье-маше или обыкновенных деревяшек как в галерее, так и на улице. Работы таких знаменитых художников, как Бански и Свун, не только собирают тысячи долларов по всему миру, но и составляют коллекции рок звезд, актеров и музеев. Стрит-арт всегда смотрелось стильно, однако лишь в 21-ом веке оно начало приобретать значение искусства.
Несмотря на свой восходящий статус, стрит-арт будет всегда принадлежать улице. Через него художники могут выражать свои чувства, протесты, маргинальные взгляды или просто изображать красоту. Инструменты таких творцов включают разноцветные стикеры, пряжу, журнальные вырезки, керамические плитки, объекты, найденные на улице, фонарики LED или лазерные дисплеи и простые веники для метлы, последние, например, используются в «реверсивном граффити», когда грязь расчищается в художественной форме и приобретает настоящий имидж. Однако в большинстве случаев, уличным художникам не разрешается выставлять свои работы в публичном месте.
Мы предлагаем несколько городов, известных своим стрит-арт, хотя, если Вы знаете, где искать, то произведения такого вида искусства есть и Вашем районе. Умение разглядеть маленький постер или выложенную мозаику на стене, значит, по-настоящему быть пропитанным духом всего окружающего, потому в следующий раз, когда будете прогуливаться по улицам своего города, попытайтесь рассмотреть, что скрыто под уличными рисунками: Вы никогда не знаете, что откроете. Однодневная жизнь данных произведений будет еще одним из их чарующих качеств.
Нью-Йорк, Нью-Йорк
Ни одно другое место на Земле не ассоциируется так близко с граффити, как Нью-Йорк, и ни один другой город не имеет столь большого и разнообразного количества работ уличных мастеров. Если у Вас есть возможность посетить город, чтобы изучить граффити, то лучшим местом будет Нью-Йорк!
Объемные буквы, размазанные по стене, которые были популярны в 1960-1970 гг., стали заменяться папье-маше (рисунки обычно делаются заблаговременно, а потом приклеиваются на стену), стенсил (резные доски опрыскиваются краской, чтобы предать изображению форму), глиной, намазанной на асфальт, и сотнями других неординарных материалов. И наклейки «Покланяющийся гигант» Шепарда Фейри, и неуклюжие этикетки Нек Фейса, и «Искусственный магазин для животных» Бански, расположенный в Вест Виллидж, и очаровательные портреты людей в их настоящих размерах Свуна – каждый уличный художник, достойный своей баночки спрея, работал в «городе пяти районов».
Соседние города с Нью-Йорком, в которых бурно растет количество галерей стрит-арт, имеют столь же успешно процветающие уличные «выставки», особенно в нижнем Манхэттене и районе Челси, а также Дамбо, Вильямсбург и Бушвик (
Бруклин). Промышленный склад напротив офиса фонда MoMA’s P.S. был отдан под выставочный зал художникам стрит-арт. Другой интересный «салон», находящийся в Лонг-Айленд Сити, район Квинс, называется «граффити Мекка».
Компания TrustoCorp работает с рекламными плакатами по заказу клиентов, на которых расположены смешные и неуклюжие афоризмы, например «все о.к., если Вы хотите поиграть с собой»; неизвестный художник покрывает весь город своими загадочными стикерами, где он оставляет комментарии о мире, пропитанном рекламой. Гайа вылепляет на стенах жалобных животных и людей с их пугающими полуреалистичными подобиями. Настенные картины, сделанные Татс Кру, украшают район Бронкс, а каламбур из рекламных вывесок и рисунков, произведенный Постером, зачастую появляется на остановках метро. Что объединяет все разнообразные работы художников города – это чувство ответственности: если Вы можете творить искусство здесь, то Вам везде будет легко это сделать.
Париж, Франция
Может в данном контексте будет не стильно говорить, что стрит-арт Парижа просто очарователен, однако это правда: папье-маше страстной женщины, очертание которой еле видны, фигурки людей, запечатленных при поцелуе или в танце, будут частыми темами работ. Маленькие, яркие мозаики Джерами Гулон красиво выложены в каждом уголке улиц. Портреты из керамической плитки, сделанные художником, отражают героев видео игр (как, например, игра «Завоеватели пространств»); другое достоинство данного мастера составляет изобретение искусства с кубиком Рубика («Рубикубизм»). Желтая кошка М.Чата была сначала размещена в Орлеане, потом перевезена в Париж, где и по сей день ее глупую мордашку можно найти во многих местах, особенно на стенах высотных зданий.
Некоторые работы, включающие те, которые находятся в 19-м и 20-м районах Парижа, стоят особняком, запечатлевшим трудности и судьбы иммигрантов и бедняков.
Стенсилы, выполненные Джефом Аэрозоль, имеют образы детей и женщин, кучкующихся вместе от холода, по краям стенсила нанесены ярко-красные стрелки, указывают на них, дабы привлечь внимание прохожих. Его работа, как и большинство злодейских стенсилов, во многом обязаны художнику Блек ля Рэт («черная крыса»), в особеноости его работе, изображающей бегущих крыс и бездомных людей (1980 г). Карикатуры Фафи, сделанные на гиперсексуальных девушек, несут в себе другой политический концепт.
Джей Ар создает просто супер-огромные папье-маше из клейстера и фотографий.
В работах Ру Орденер из 18-го района Парижа иногда присутствуют черты как эстетически красивые, так и политически обусловленные. Если перевести следующую цитату писателя Жоржа Дюамеля, то она будет означать: «в каждой цивилизации есть мусор, который она заслуживает».
Лондон, Англия
Отрицая законы, запрещающие граффити, рецептивное общество дало стрит-арт Лондона второе дыхание. В 2008 году Тейт Модерн даже сумел организовать выставку работ, выполненных шестью художниками; особо любимые публикой произведения данного искусства, включая сатирические стенсилы Бански, постоянно охраняются правоохранительными органами (средства защиты – пластиковые пленки) и неофициальными лицами (самими художниками по их договоренности).
Недавно начавшаяся вражда между Бански (выдающимся деятелем стрит-арт, работы которого дебютировали на фестивале Сандэнс) и Король Роббо (один из первых основал стрит-арт в 1980 г) вызвала массу эмоций. Журнал «Таймс» сравнил данное недолюбливание между двумя мастерами искусства с противостоянием Пикассо и Матиса.
В 1985 году Король Роббо раскрасил стену в Риджентском канале, на которую позже, в 2009 году, Бански наложил образ работника, клеящего обои. Роббо не захотел безгласно уходить со сцены и подправил стенсил так, что теперь было видно, будто герой работы пишет старую кличку Бански. В апреле этого года все тот же настенный имидж был изменен вновь – несколько изувечить пытались слово «король». Как показывают фотографии, битва титанов стрит-арт до сих пор продолжается.
Места, где можно лицезреть уличное искусство составляют районы Шоредитч и Камден в восточной части Лондона. Художник Бен Слоу рисует свои имиджы очень продуманно: женские образы он создает в несколько романтичном тоне, например, в своей работе матери с ребенком в Брик Лейн. Сликачу, с другой стороны, выводит фигуры девушек в их крошечном размере, пропустить или наступить на некоторые из них будет всегда просто. Работы Адам Нит составляют быстро исполненные портреты людей на картоне, беспорядочно расположенные на улицах города – бесплатны, если найдете.
Изящные, зачастую не подписанные стенсилы, исполненные черным спреем и содержащие ухмылистые ироничные комментарии, демонстрируют то, что Бански имеет огромное влияние в обществе, даже несмотря на строгую критику.