Район Эйксампле (Eixample) (что означает «протяженность») простирается в виде дуги вокруг старой части города вплоть до предгорий Тибидабо и Кармеля. Его отличительной чертой является прямоугольная уличная сеть, проходящая по характерным жилым строениям с диагональными пересечениями.
История
До середины XIX века городские границы проходили по краю частично окруженного стенами старого квартала, за которыми простиралась неосвоенная территория. С отменой Филиппом V специальных привилегий, которыми пользовались каталонцы (в 1714 году), и потерей своего Средиземноморского превосходства, Барселона вступила в фазу экономического упадка, который исключил все возможности развития. Эти перемены произошли одновременно с пробуждением национального сознания каталонцев, которое в 1814 году привело к началу периода Возрождения, когда, вследствие возникновения движения Романтизма и под влиянием освободительных войн того времени, во всех регионах Европы наблюдалось переосмысление собственной истории и культуры. В то же самое время рост промышленности положил начало новой эпохе процветания высшего сословия, которое не оставило без внимания обустройство города. В 1860 году старые городские стены Барселоны были разрушены, и территория строительства распространилась далеко за их пределы, частично в результате присоединения к городу нескольких окрестных территорий.
План Серда
Когда началось расширение города, среди градостроителей возникла полемика по поводу наилучшего возможного проекта, который должен был стать современным и одновременно целесообразным. В конце концов, остались две альтернативы: план архитектора Антони Ровира Триаса, где за основу была взята сеть улиц, радиально расходящихся от Старого города, и шахматный план Идельфонсо Серда. Первоначально ответственная техническая комиссия одобрила проект Ровира, однако королевским указом от 31 мая 1860 года был утвержден план Серда.
Огромным достижением градостроителей заключается в том, что с самого начала они оказались способны противостоять спонтанности новых разработок и следовать плану в подлинном смысле этого слова. Их цель состояла в том, чтобы создать крупномасштабную урбанистическую структуру, пронизанную светом и воздухом. Вдохновителем и инициатором новых разработок, а также ответственным за их основную концепцию стал инженер Идельфонс Серда. Расположенная в шахматном порядке уличная сеть с ее, даже по сегодняшним меркам, чрезвычайно соразмерными дорогами и огромными (100 м/382 фута х 100 м/382 фута) блоками зданий предоставляет возможность добраться до любого пункта в новом городе без потери времени. Оказалось, что для этого было необходимо проложить два великолепных проспекта, пересекающих территорию города по диагонали, так появились Авингуда де ла Диагональ и Авингуда де ла Меридиана (пролегающая на 2°10' долготы от нулевого меридиана), а в точке их пересечения была сооружена площадь Пласа де лес Глориес Каталанес. Хотя проспект Ла Диагональ был почти полностью построен, начиная от территории Университета Барселоны на западе и почти до побережья на востоке, проспект Ла Меридиана еще не достиг своей предполагаемой длины – от площади Глориес Каталанес до Сьютадельи.
Оригинальная литография проекта строительства города представлена в Музее Истории города.
Общий вид города
Расширение города в связи с появлением района Эйксампле совпало с развитием модернизма. Этот стиль искусства и архитектуры, связанный прежде всего с Барселоной, охватывает все изменения от позднего историцизма до арт-нуво без какого-либо культурного разрыва, произошедшего, например, в Германии между периодом быстрого индустриального развития и последующим периодом. Территория нового города стала особенно привлекательной для состоятельных представителей высшего сословия и для архитекторов, таких как Антони Гауди, Льюис Доменек-и-Монтанер и Жосеп Пуиг-и-Кадафалк, с их великолепными проектами, подарившими району Эйкасампле его неповторимый шарм. Существенным также является тот факт, что Испания сохраняла нейтралитет в обеих мировых войнах, а гражданская война (1936-39 гг.) была далека от того, чтобы нанести такой же вред, какой нанесли массивные бомбардировки другим европейским странам в период с 1939 по 1945 годы.
Большинство представительных зданий периода модернизма вы можете найти в так называемом Золотом квадрате – территории, расположенной по обе стороны Пассеиг де Грасиа между Пласа де Каталунья и Авингуда де ла Диагональ.