Трасса Монте-Карло представляет собой маршрут, пролегающий по улицам Монте-Карло и Ла-Кондамина вдоль гавани княжества Монако. Маршрут известен как «трасса Монте-Карло» по той причине, что в основном он пролегает именно в этом районе. Трасса используется для гонки «Формулы-1» Гран-При Монако, проходящей в мае. Также на трассе пролегает маршрут гонок серии F2, F3000, а на сегодняшний день еще и GP2. В январе 2009-го года трасса была признана одним из «Семи спортивных чудес света», выбранных по итогам опроса 3500 британских спортивных болельщиков.
Идея проведения гонки Гран-при на улицах Монако принадлежит Энтони Ногесу, президенту автомобильного клуба Монако и близкому другу правящей династии Гримальди. Впервые гонка была проведена в княжестве в 1929-м году, победителем тогда стал Уильям Гровер-Уильямс, находившийся за рулем «Бугатти». С 1936-го по 1939-й годы Гран-При Монако засчитывалась в Европейском чемпионате Mercedes-Benz, являвшемся самым ярким событием подобного рода. Однако в 1938-м гонка была упразднена.
Первую гонку Гран-при Монако, вошедшую в официальный зачет чемпионата «Формулы-1» выиграл Хуан Мануэль Фанхио. Однако это было до 1955-го года, т.е. того времени, когда гонка Гран-При Монако стала регулярно проводиться в рамках «Формулы-1». С тех пор победителями становились легендарные гонщики, в том числе Стирлинг Мосс, Грэм Хилл, Жиль Вильнев, Ален Прост, Айртон Сенна и Михаэль Шумахер.
Маршрут представляет уникальное испытание как для водителей, так и автомобилей. Обнесенный стеной и местами покатый трек сам по себе зачастую приводит к неожиданным результатам. На трассе много подъемов, скатов, крутых поворотов, узких дорожек, что делает её, пожалуй, самым сложным из всех используемых треков «Формулы-1». Нельсон Пике некогда сравнивал Гран-При Монако с «ездой на велосипеде по собственной гостиной».
Уникальность трассы отчасти заключается в наличии на ней тоннеля, проезжая который автомобили погружаются во мрак примерно на 10 секунд (до 2009-го года была лишь одна подобная трасса, она была расположена в Детройте, США. Однако на сегодняшний день появилась еще одна гоночная трасса «Формулы-1» с тоннелем – трасса Яс-Марина в Абу-Даби). Особая сложность в преодолении тоннеля связана с тем, что водителям сложно справится с резким переходом от света к темноте и обратно.
Поскольку трасса действительно сложна и опасна, обгоняют во время гонки редко. Тем не менее, во время гонки в Монако нередко случаются аварии, особенно на поворотах La Rascasse, Loews и Sainte Devote. До 1987-го года количество стартующих автомобилей ограничивалось 20-ю, в то время как на остальных соревнованиях одновременно стартовали 26 автомобилей. Несмотря на то, что за историю гонки маршрут менялся несколько раз, он по-прежнему считается лавным испытанием водительского мастерства на чемпионате «Формула-1». Как правило, выигрывает Гран-При Монако тот, кому удается выстроить наилучшую стратегию.
Что касается непосредственно маршрута, он включает 17 поворотов. Круг начинается на углу святой Девоты, названном в честь церкви, находящейся рядом с трассой. Немало аварий раньше случалось на первом же повороте, в связи с чем в 2003-м колею расширили. После церкви святой Девоты автомобили уходят на поворот Beau Rivage, далее следует угол Massanet, после чего гонщикам необходимо обогнуть знаменитое казино. После преодоления этих преград участников гонки ждет короткий прямой участок, после которого, у Гранд-отеля, дорога резко изгибается влево. Практически сразу следует поворот Mirabeau Bas, на котором чаще всего за историю гонки использовались различные маневры. Далее гонщикам необходимо преодолеть поворот Protier, за которым следует знаменитый тоннель.
Выезжая из тоннеля, автомобили выходят на петлю Nouvelle Chicane, на которой гонщики идут на маневр обгона, а аварии случаются не реже, чем на первом повороте. В частности здесь потерпели крушения Карл Вендлингер (1994 г.) и Дженсон Батон (2003 г.). Далее следует короткий прямой участок, за которым идут повороты Tabac, Louis Chiron и Piscine, названный в честь расположенного на углу плавательного бассейна. После бассейна следует небольшой прямой участок, после преодоления которого гонщиков ожидает крутой и весьма опасный поворот La Rascasse, за которым скрывается еще один, последний, поворот, названный в честь основателя гонки Энтони Ногеса. Далее круг замыкается.