Имя Чичен-Ица носит огромный доколумбовый археологический комплекс, построенный цивилизацией майя, комплекс располагается в северной части полуострова Юкатан.
Чичен-Ица была главным региональным центром в северных низинах майя с позднего классического периода и конечного классического периода до раннего пост-классического периода. В Чичен-Ице можно увидеть огромное множество архитектурных стилей от тех, что объединяет термин «мексиканизированный» до следов стилей, которые можно встретить в центральной Мексике и стиля Пуук. Наличие стилей, характерных для центральной Мексики, некогда объяснялось либо прямой миграцией либо даже завоеванием со стороны жителей центральных регионов, однако современное видение объясняет присутствие в Чичен-Ице культурных стилей, не характерных для майя, простым результатом культурного смешения.
Руины Чичен-Ица находятся в ведении государства, однако, земли, на которых стоят монументы, находятся в частной собственности семейства Барбачано.
Земли северного Юкатана засушливы, здесь нет рек, несущих свои воды по поверхности. На территории Чичен-Ица располагались два больших природных колодца, сенота, способных предоставлять достаточное количество воды круглый год, делая эти земли все же привлекательными для поселенцев. Из двух сенотов наиболее известен Сенот Саградо, Священный колодец. Согласно источникам майя и информации со стороны испанских времен периода пост-конкисты, в доколумбовый период майя приносили в жертву различные предметы или людей в рамках культа своего божества дождя, Чака. Эдвард Герберт Томпсон с 1904 по 1910 исследовал сенот Саградо, он извлек оттуда множество предметов из золота, нефрита, глины, а также человеческие останки. Недавние исследования человеческих останков из сенота подтвердили, что люди погибли от характерных ран, наносимых при жертвоприношениях.
Статус Чичен-Ицы постепенно рос ближе к концу раннего классического периода (примерно 600 г. н.э.). Но, тем не менее, только к концу позднего классического периода и началу конечного классического периода Чичен-Ица получила статус региональной столицы, сосредотачивая на своей территории политическую, экономическую и идеологическую жизнь северных низин майя. Возвышение Чичен-Ицы совпадает с упадком и дроблением главных центров южных низин, таких, как например, Тикал.
Некоторые этно-исторические источники утверждают, что примерно в 987 году король тольтеков по имени Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль прибыл сюда из центральной Мексики и сделал Чичен-Ицу своей столицей и второй Тулой. Искусство и архитектура этого периода отличается интересным смешением стилей майя и тольтеков.
Согласно хроникам майя Хунак Кеель, правитель Майяпана, завоевал Чичен-Ицу в XIII веке. Незадолго до этого Хнак Кеель предсказал свое восхождение к власти. Согласно традициям того времени считалось, что человек, выживший после того, как его пытались принести в жертву, бросив в Сенот Саградо, приобретал дар провидения. Во время одной из таких церемоний Хунак Кеель упал в сенот, а когда был вытащен оттуда, предсказал сое восхождение.
В 1526 г. испанский конкистадор Франсиско де Монтехо (ветеран экспедиций Грихальвы и Кортеса) добился подписи испанского короля на хартии на завоевание Юкатана. Его первая кампания пришлась на 1527 г. и перекрыла почти весь Юкатан, однако закончилась основанием небольшого форта Хамана, расположенного южнее современного Канкуна. Монтехо вернулся на Юкатан в 1531 г. с более сильной армией и занял Кампече. После чего он отправил своего сына Франсиско Мондехо Младшего завоевывать материковый Юкатан с намерением добраться до Чичен-Ицы и основать там столицу.
Молодой Монтехо прибыл в Чичен-Ицу и переименовал ее в Сьюдад Реаль. Поначалу он не встретил сопротивления, поэтому он занялся дележкой земель вокруг города и награждением ею своих солдат. С течением времени майя все более озлоблялись на захватчиков и в конце-концов осадили испанцев, отрезая их продовольственные линии, ведущие с побережья, вынудив последних забаррикадироваться в руинах древнего города. По истечении нескольких месяцев, так и не дождавшись подкрепления, молодой Монтехо решился на атаку, в результате которой потерял 150 человек из своего оставшегося гарнизона. В 1534 г. Монтехо был вынужден покинуть Чичен-Ицу под покровом ночи. А в 1535 г. испанцы были выдворены с полуострова Юкатан. Со временем Монтехо еще раз вернулся на Юкатан и завоевал его.
Сегодня в Чичен-Ице находится большое количество каменных построек различной степени сохранности. Постройки соединены густой сетью тропинок, некогда выложенных булыжником.
Постройки Чичен-Ицы организованы по архитектурным группам, каждую их групп от других отделяют невысокие стены.
Великая Северная платформа
Эль Кастильо
Эль Кастильо в переводе с испанского означает «замок», это имя было дано огромной месоамериканской ступенчатой пирамиде, возвышающейся в центре Чичен-Ицы.
Пирамида, построенная цивилизацией майя в период с X по XIII вв., служила храмом бога Кукулькана (таким именем майя называли Кетцалькоатля).
Эль Кастильо представляет собой ступенчатую пирамиду, расположенную на ровной квадратной террасе, с каждой из четырех сторон пирамиды на вершину поднимаются лестничные марши. Огромные статуи пернатых змей украшают лестничный марш северной стороны. В дни весеннего и осеннего равноденствий (20 марта и 21 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень образуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих, в свою очередь, тело тридцатисантиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. Лестничный пролет с каждой из сторон пирамиды состоит из 91 ступени, а если считать верхнюю ступеньку, то общее количество ступеней составит 365 по числу дней в году.
Мексиканское правительство реставрировало пирамиду в 1920-30 хх гг. одновременно с реставрацией Храма Воинов под руководством института Карнеги.
Месоамериканские культуры часто строили новые пирамиды поверх старых, и пирамида Эль Кастильо – не исключение. В середине 1930-х правительство выделило средства на раскопки в районе Эль Кастильо. После нескольких неудачных начинаний, археологи обнаружили под северной частью пирамиды фрагменты старой лестницы, а под самой пирамидой обнаружились фрагменты более старого храма.
Внутри храма находится статуя Чак Мола и трон, своей формой напоминающий ягуара, выкрашенный в красный цвет и инкрустированный нефритом. Раскопки под храмом обнаружили туннель, ведущий от северного основания пирамиды к потайному храму старой пирамиды.
Не так давно национальный институт антропологии и истории закрыл монументы для публичного доступа, теперь туристы могут гулять вокруг каменных построек, но не могут на них подниматься или проходить в храмовое помещение, поскольку это было признано опасным для жизни.
Большой стадион для игры в мяч
Археологи нашли в Чичен-Ице несколько стадионов для месоамериканской игры в мяч, но большой стадион, расположенный примерно в 150 метрах от Эль Кастильо считается наиболее интересным. Это самый крупный стадион в древней Месоамерике, его длина составляет примерно 166х68 метров, а окружающие его стены в высоту превышают 12 метров, в центре стен на одинаковом расстоянии расположены каменные кольца, украшенные изображениями извивающихся змей.
У основания стен расположены скамейки с объемными панелями, изображающими команд игроков. На одной из панелей игрок изображен обезглавленным, с семью ручейками крови, текущими из его раны, шесть из этих ручейков превратились в змей, а седьмой стал вьющимся растением.
В конце стадиона располагается северный храм, более известный как Храм Бородатого Человека. Эта небольшая каменная постройка на своих внутренних стенах несет детально созданный барельеф, центральная фигура которого отличается резьбой на подбородке, напоминающей бороду. На юге от стадиона находится еще более крупный храм, он почти полностью разрушен.
В восточную стену стадиона встроены храмы Ягуара. Верхний храм ягуара выходит на стадион, вход в этот храм украшают две массивные колонны, украшенные все тем же змеиным мотивом. Внутри храма можно увидеть сильно поврежденную фреску, изображающую батальную сцену. На входе в нижний храм ягуара располагается еще один трон ягуара, похожий на тот, что расположен во внутреннем храме Эль Кастильо, за исключением того, что годы эксплуатации его не пощадили и в отделке трона отсутствует часть украшений.
Тсомпантли
Тсомпатли представляет собой деревянную рамку, использовавшуюся для демонстрации человеческих черепов, принадлежащим военнопленным или жертвам ритуальных церемоний. Сегодня в Чичен-Ице можно увидеть лишь сохранившуюся небольшую платформу, украшенную изображениям черепов.
Оригинальная тсомпантли обычно состояла из горизонтальных деревянных палочек, соединенных между собой вертикальными планками. Черепа крепились на эти горизонтальные планки посредством веревок или просверленных дырок, либо же черепа нанизывались один на другой на длинные шесты, последний вариант был более характерен для племен майя.
Тсомпантли известны большей частью благодаря их изображению в кодексах позднего постклассического и пост-завоевательного периодов.
Помимо функции демонстрации черепов ритуально обезглавленных врагов, упоминания о тсомпантли часто встречаются в контексте месоамериканских стадионов для игры в мяч, распространенных по всему региону. В этом случае на тсомпантли выставляли головы игроков, проигравших в этой ритуальной игре. Современные исследования выявили новую теорию, что местом на тсомпантли удостаивались черепа не проигравших…, а победителей. Это была большая честь. Однако, к счастью не все игры заканчивались обезглавливанием половины участников. Но игра должна была закончиться именно так, потому что участие в ней принимали, как правило, знатные пленные.
Платформа Орлов и Ягуаров
Рядом с Эль Кастильо располагается ряд платформ. Платформа орлов и ягуаров выполнена в смешанном стиле майя и тольтеков. С каждой стороны платформы лестничные марши ведут на вершину. Резные боковые панели изображают орлов и ягуаров, поедающих нечто, что по мнению ученых является человеческим сердцем.
Платформа Венеры
Эта платформа посвящена Планете Венера. Внутри археологи обнаружили много монет, вырезанных из камня, назначение этих монет доподлинно не известно.
Священный сенот
Священным сенотом или сенотом Саграда называют природное озеро. Диаметр этого сенота составляет 60 метров.
Сенот являлся объектом паломничества древних майя, которые совершали здесь жертвоприношения во времена засухи. Археологи подняли со дна сенота большое количество различных предметов, в том числе скелеты детей и взрослых людей.
Храм воинов
Комплекс храма воинов стоит из большой ступенчатой пирамиды, обрамленной рядами резных колонн, изображающих воинов. Этот храм очень похож на храм в тольтекской столице Туле, соответственно храм является свидетельством взаимоотношений этих двух регионов. Однако храм в Чичен-Ице значительно превосходит тульский аналог по размерам. На вершине пирамиды располагается статуя Чак Мола.
Тысяча колонн
Вдоль южной стены храма воинов находятся колонны, по крайне мере эти постройки сегодня называют колоннами, хотя, когда город был обитаем, эти конструкции вполне могли служить опорой для крыш. Колонны поделены на три четких сектора: восточная группа, расположенная перед храмом воинов, северная группа, расположенная вдоль южной стены храма воинов, колонны этой группы украшены изображением солдат, и третья группа, некогда образующая небольшой храм, расположена у юго-восточного конца храма воинов.
К югу от Тысячи колонн находятся три взаимосоединенные постройки, образующие Храм Резных колонн. Это небольшое элегантное здание, состоящее из фронтальной галереи, ведущей к алтарю Чак Мола. На многочисленных колоннах здания изображено более 40 персонажей.
Архитектурная группа Оссарио
К югу от великой северной платформы находится более маленькая платформа, на которой располагается большое количество важных построек, некоторые их них обращены ко второму по величине сеноту Чичен-Ицы, Штолоку.
Оссарио
Как и Эль Кастильо, этот храм, расположенный на вершине ступенчатой пирамиды, доминирует над всей платформой. Со всех четырех сторон пирамиды на вершину ведут лестницы. На верхней платформе располагается храм, однако в отличие от Эль Кастильо в центре храма есть панель, которая открывается в пирамиду и ведет в природную пещеру, расположенную в 12 метрах под храмом. Эдвард Томпсон обнаружил эту пещеру в конце 1800-х, там он обнаружил несколько скелетов и различные предметы, в частности нефритовые четки, именно поэтому он назвал эту Храмом Высших Жрецов. Сегодня археологи отказываются от идеи о том, что эта пещера служила склепом и о том, что найденные в ней человеческие останки принадлежат жрецам.
Храм Штолока
За пределами платформы Оссарио располагается недавно отреставрированный храм, выходящий на второй по величине сенот Чичен-Ицы, названный Штолок (так древние майя называли игуан). Пилястры храма украшены многочисленными изображениями людей, растений, птиц и мифологических существ.
Центральная группа
Лас Монхас
Это одна из наиболее значительных построек на Чичен-Ице, Лас Монхас представляет собой постройки конечного классического периода, отличающиеся стилем Пуук. Испанцы назвали постройки Лас Монхас (монахини), но на самом деле здание выполняло функцию дворца правителя. К востоку от Лас Монхас находится небольшой храм Ла Иглесия (Церковь), украшенный масками бога дождя Чака.
Эль Караколь
Эль Караколь располагается на землях природного заповедника Пунта Сур. Считается, что во времена майя Эль Караколь выполнял функции маяка, постройке более 700 лет, об интересном прошлом Эль Караколя можно узнать, присоединившись к одной из экскурсий.
Акаб Дзиб
К востоку от Караколя находится Акаб Дзиб, что на языке майя означает «дом таинственных надписей». В ранние времена эта постройка согласно расшифрованным иероглифам носила название Ваквак Пух Ак На, что переводилось как «плоский дом с большим количеством комнат», здесь жил правитель Чичен-Ицы, коком Яхаваль Чо Как. Дом достаточно небольшой, он составляет 6 метров в высоту, 50 метров в длину и 15 метров в ширину. В длинном западном фасаде открывается семь дверных проемов, на восточном фасаде - только четыре дверных проема, здесь огромная лестница ведет на плоскую крышу. Некогда именно этот фасад был фронтальным, поскольку выходил на сенот, на сегодняшний день почти полностью пересохший. Со стороны южного фасада открывается только один вход, он ведет в небольшой чертог, дверная перемычка которого украшена замысловатыми рельефными знаками, которым дом и обязан своим названием.