Собор Санта-Мария-Ассунта (Сattedrale di Santa Maria Assunta), одна из прекраснейших церквей Италии, возведен на самой высокой точке города, к юго-востоку от Кроце дель Травальо. Нет никаких сведений, когда церковь была впервые построена на этом месте. Строительство собора в его современном виде было начато в 1229 г.; купол был завершен в 1264 г., а восточная часть клироса продлена над купелью около 1317 г. Затем в 1339 г. жители Сиены решились на грандиозное расширение собора, которое должно было превратить его в крупнейшие готическое здание в Италии. Современная церковь должна была стать трансептом новой 100-метровой церкви, главная ось которой повернулась бы на 90 градусов. Однако скоро работа над проектом была остановлена, частично из-за того, что старый фундамент не выдерживал веса нового здания, частично из-за эпидемии чумы 1348 года, унесшей множество жизней. Некоторое представление о масштабности проекта дают те части нового нефа, которые были достроены. Фасад первоначального здания был завершен только к 1380 г. Богатое скульптурное оформление было основательно обновлено в 1869 г., а мозаичные полотна установлены в 1877 г. Колокольня датируется концом XIV века.
Достопримечательности церкви Санта-Мария-Ассунта
Кафедральный музей
В трех нишах нефа нового собора располагается Кафедральный музей. Практически все его экспонаты принадлежат собору. Среди многочисленных сокровищ музея – произведения Никола Пизано, работы Джованни Пизано и его школы, великолепное изображение Мадонны и Младенца, Св. Антония и кардинала Казини кисти Якопо делла Кверча, скульптура работы Джованни Пизано с фасада собора, а также несколько живописных панно, включая знаменитое «Величие» Дуччо ди Буонинсеньи, «Рождение Девы» Пьетро Лоренцетти и работу XIII в. «Мадонна с большими глазами». В сокровищнице также находятся гробницы (особо интересна рака из позолоченного серебра, в которой хранится голова Святого Гальяно и рака из позолоченной бронзы с мощами Святого Клемента), деревянные скульптуры и т.д.
Купель
Купель находится на несколько ступеней ниже склепа. Она была построена, когда клирос был расширен, и появилась необходимость в подвальных помещениях, которые бы компенсировали усадку почвы. В силу этого купель и склеп имеют некоторое сходство. Ее свод, поддерживаемый низкими колоннами, весь покрыт фресками, первоначально написанными около 1450 г. мастером Веккьеттой (Лоренцо ди Пьетро, 1412-80 гг.) и другими художниками, но в настоящее время практически утратившими художественную ценность вследствие неудачной реставрации, проведенной в конце XIX века. Перед апсидой, на ступенчатой шестиугольной основе установлена мраморная купель, созданная в 1417-30 гг. предположительно мастером Якопо делла Кверча. Шесть сторон купели оформлены бронзовыми изображениями и сценами из жизни Святого Иоанна Крестителя, выполненными Якопо делла Кверча, Джованни ди Турино, Лоренцо Либерти и Донателло. На своде купели установлена мраморная статуя Крестителя.
Колокольня
Колокольня изначально находилась с внешней стороны собора, в углу между нефом и правым трансептом, однако после расширения собора она оказалась внутри основного здания. На стене над проходом, ведущим из последнего помещения правого прохода в основание колокольни, находится статуя епископа Томмазо Пикколомини дель Теста работы Нероччо (1448 г.)
Часовня Чиджи
В правом трансепте расположен вход в часовню Чиджи или Капеллу дела Мадонна дель Вото (итал. Часовня Мадонны, давшей обет), построенную в 1659-62 гг. по проекту великого архитектора стиля Барокко Джованни Лоренцо Бернини. Автором двух из четырех статуй часовни (Св. Джером и Св. Магдалина) является Бернини, двух других (Сан Бернардино и Св. Екатерина Сиенская) – его ученики.
Часовня Святого Иоанна Крестителя
В левом боковом нефе располагается часовня Святого Иоанна Крестителя, с красивым входом, оформленным Лоренцо ди Мариано (1476-1534 гг.). В часовне находится бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло (1457 г.), а также статуя Святой Екатерины Александрийской работы Нероччо (1487 г.). Фрески со ценами из жизни Крестителя и двумя портретами принадлежат Пинтуриккьо.
Кафедральная Библиотека
Через левый проход собора Сиены можно войти в Библиотеку Пикколомини. Стена, в которой расположен вход (работа Лоренцо ди Мариано, 1497 г.) является прекрасным образцом архитектурного украшения эпохи Позднего Возрождения. Бронзовая решетка открывает путь к библиотеке, одному из прекраснейших и наиболее хорошо сохранившихся произведений искусства эпохи Раннего Возрождения. Начатое в 1495 году, оно было построено для кардинала Франческо Пикколомини (позже ставшего Папой Пием III) в честь его родственника Энеа Сильвио Пикколомини (Папы Пия II, 1458-64 гг.)
Фрески
Красочные фрески библиотеки были написаны в 1502-08 гг. Пентуриккьо и его учениками. Они изображают десять сцен (начиная с правого окна): Энеа Сильвио Пикколомини сопровождает кардинала Капраника на Базельский Собор (1432 г.); он предстает перед королем Шотландии Джеймсом I как посланник Собора; король Фредерик III возлагает на него корону поэта-лауреата; он поступает на службу к Папе Евгению II; в сане Архиепископа Сиенского он представляет Элеанору Арагонскую Фредерику III; Папа Каликст III провозглашает его кардиналом; он принимает венец Папы и имя Пий II; он призывает христианских вождей к объединению против турков при Мантуа; канонизация Святой Катерины Сиенской; Пий прибывает в Анкону для подготовки кампании против турков. Потолок библиотеки также покрыт фресками работы Пентуриккьо – гербовый щит Пикколомини, окруженный мифологическими фигурами, отделенными друг от друга полосами орнамента. По кругу вдоль стен зала представлены богато расписанные музыкальные манускрипты XV века.
Склеп
В склеп можно попасть, обойдя снаружи правый трансепт, а также через проход, имеющийся в первом помещении незаконченного нового собора. Вход в склеп находится на первой лестничной площадке. В первом зале находятся оригиналы статуй собора, в настоящее время замененные копиями; во втором зале можно увидеть остатки фресок конца XIII века с изображением сцен Нового Завета.
Фасад
Фасад здания (работы Джованни Пизано, 1284-99 гг.) с его великолепной цветной облицовкой из белого, зеленого и красного мрамора, представляет собой один из наиболее прекрасных образцов итальянской готики. Практически всю его ширину занимают три парадных входа одинаковой высоты, которые увенчаны фронтонами с изящными башенками на конце каждого из них. Над центральным входом расположено круглое окно-розетка. Весь фасад богато украшен скульптурными фигурами, большинство из которых в настоящее время заменены на копии. Композиции из мозаики на фронтонах, имеющих золотое основание, были выполнены венецианскими художниками в 1877-78 гг. В углу между нефом и правым трансептом располагается колокольня, выполненная в Романском стиле; облицовка из горизонтальных полос темного и светлого мрамора придает ее облику удивительную легкость, эффект которой усиливают расположенные в шесть рядов окна, количество которых увеличивается в каждом последующем ряде. В тимпане над входом, у подножия башни, находится барельеф изображающий Мадонну с младенцем (итал. Мадонна Прощающая), создание которого приписывают Донателло (XV в.). Над крестообразной частью помещения первоначальной церкви, в шестиугольном своде, возвышается купол, строительство которого было завершено до возведения нефа, так, что свод выглядит как будто посаженным на крышу нефа. За дальней стеной правого трансепта видны фрагменты нового собора, так и оставшегося незавершенным: пятипролетный северо-восточный проход (в настоящее время его занимает Кафедральный Музей), Фацциатон (итал. гигантский фасад) и три ниши северо-западной стены нефа, окружающие Пьяцца Якопо делла Кверча (площадь Якопо делла Кверча). Большую часть левой стены старого собора скрывает Библиотека Пикколомини. Колонну, расположенную слева от конца лестницы, ведущей в собор, венчает скульптура Волчицы с Ромулом и Рэмом (копия оригинала, хранящегося в Кафедральном Музее).
Интерьер
Внутреннее пространство собора (89,4 м.) имеет довольно внушительный вид благодаря чередованию фрагментов из черного и белого мрамора, который все же смягчает живописный потолок - золотые звезды на голубом фоне. Неф отделен от проходов столбами, подпирающими высокие круглые арки. Над ними пролегает карниз, на котором установлены бюсты Христа и 171 римского папы (начиная с Луция III), а также, в пазухах свода, бюсты 36 императоров Рима (терракота, XV-XVI в.). В точке, где неф сходится с крестообразной частью помещения, можно увидеть низкую галерею, окружающую свод купола. На внутренней стороне фасада изображены сцены из жизни Святой Девы (1483 г.) и легендарного Святого Ансано (1480 г.); на витражном стекле (1549 г.) окна-розетки изображена Тайная Вечеря. Витражом также оформлено окно в клиросе.
Оформление пола
Пол Сиенского собора – великолепная и исключительно интересная работа, состоящая из 56 панно с изображением Пророков, Библейских сцен, аллегорий и так далее. Более чем за 200 лет (примерно с 1370 г.), потребовавшихся для завершения этой работы, техника художников постоянно совершенствовалась. Первоначально рисунок на мраморе просто процарапывался, после чего линии заполнялись специальным составом; позже мастера с все возрастающем рвением использовали разноцветный мрамор для создания инкрустаций или мозаичных полотен.
Пресвитерия
Архитектурной доминантой в пресвитерии является огромный мраморный алтарь, созданный Бальдассаре Перуцци (1532 г.); над ним между ангелами, несущими свечи, возвышается бронзовый киворий работы Веккьетта (1467-72 гг.). Апсида украшена фресками росписи нескольких мастеров XVI-XVII вв; на некоторых из них можно легко заметить следы реставрации, проводившейся в XIX веке. Резные сиденья, выполненные в позднем готическом стиле, датируются 1363 - 1397 гг.; из 90 оригиналов сохранилось только 36. Позади них находятся необычайно выразительные и инкрустированные панно работы веронского мастера Фра Джованни (1503 г.)
Кафедра
Одним из наиболее замечательных произведений искусств собора является выполненная из белого мрамора кафедра работы Николо Пизано и его учеников (1256-68 гг.). Восьмиугольная по форме, она опирается на девять колонн из гранита, порфира и зеленого мрамора. Внешние колонны установлены поочередно на основание и на фигуры львов, внутренние – на аллегории Семи свободных искусств (так называемых изящных искусств) и Философии. Над капителями можно увидеть персонификации Добродетелей. Парапет кафедры украшен искусной резьбой, изображающей семь библейских сюжетов: Рождество, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Распятие на кресте, Конец света со Страшным судом, и Наказание грешников. Ступени, ведущие к кафедре, были пристроены в XVI веке.
Ризница
Дверь, находящаяся с левой стороны от пресвитерии, ведет в ризницу. В трех молельнях, расположенных в ее дальнем конце, сохранились остатки фресок 15 столетия. Вверху на стене хоров есть круглое окно с витражом, который считается старейшим в Италии. На нем изображены сцены Погребения, Успения и Вознесения Святой Девы, а также четверо Евангелистов и четверо Святых покровителей Сиены. Витраж, созданный первоначально в 1288 году, был перемещен на его настоящее местоположение в 1365 году.