Пещерные храмы Аджанты - один из самых популярных буддистских памятников
Индии. Этот комплекс храмовых буддистских пещер расположен на окраине деревни Аджанта (Ajintha), в 100 км от города Аурангбад (Aurangabad), на территории индийского штата Махараштра (Maharashtra). Высеченные в скалах Аджанты уникальные памятники скульптуры и живописи относятся ко 2-му веку до н.э. и считаются признанными шедеврами буддистского религиозного художественного искусства и мировой живописи. Благодаря сохранившимся прекрасным фрескам сегодня это место входит в число важнейших туристических достопримечательностей мира. Ниже приводятся интересные факты о пещерных храмах Аджанты.
В 1983 году буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта вошел в число объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Над скальной живописью и скульптурами пещерных храмов в течение почти 800 лет (до 650 года н.э.) работали около 200 монахов. Эти пещеры много лет служили активным центром молитвы, учения и отдыха, а затем обитатели загадочным образом оставили их и перешли в соседние пещеры Эллора (Ellora).
Пещерные храмы Аджанты были обнаружены в 1819 году офицером Мадрасского Полка британской Армии.
Пещерный комплекс представляет собой утес в виде подковы, возвышающийся над рекой Вагхорой (Waghora). Комплекс состоит из 30 пещер, включая и незаконченные. Высота пещер достигает 76 м.
Пещерные храмы Аджанты высекались в течение нескольких столетий в период между 2 веком до нашей эры и 6 веком нашей эры.
Все пещеры связаны с рекой лестницей, ступени которой почти стерты временем.
Из общего количества пещер пять пещер являются молельными храмами (чайтья), а остальные – монастырями (вихара).
Пещерные храмы Аджанты относятся к дохристианской эре, самая ранняя из них – пещера 10 – была создана во втором веке до нашей эры.
В пещерах можно увидеть ступы – объекты культа в буддизме.
Пещеры высечены таким образом, что они, кажется, имитируют замысловатый стиль деревянной постройки.
Все пещеры можно подразделить на
два архитектурных стиля, которые соответствуют двум этапам буддистской истории, разделенной четырьмя столетиями. Первый этап называют хинаяна (Hinayana), когда Будду представляли в символических образах ступы, трона или лотоса. Второй этап называют махаяна (Mahayana), когда в скульптуре и живописи почиталась физическая форма Будды.
Пещерный комплекс включает 6 пещер эпохи хинаяна: 2 храма и 4 монастыря, то есть пещеры 9 и 10 (храмы) и пещеры 8, 12, 13 и 15 A (монастыри). К пещерам эпохи махаяна относятся 16 пещер, в том числе 3 храма и 11 красивых монастырей.
Наскальная живопись также делится на два периода: первая часть относится ко 2 веку до н.э., а вторая - к 5-6 векам нашей эры.
Основная тематика наскальной живописи - иллюстрации различных историй из Джатаки - священного текста, описывающего эпизоды из жизни Будды.
Перед нанесением стенных росписей поверхность скал тщательно грунтовали смесью из земли, песчаника, растительных волокон, рисовой шелухи, травы и другого волокнистого материала органического происхождения.
Второй слой состоял из ила и земли, смешанных с мелкой каменной пылью или песком и мелким волокнистым растительным материалом. На него наносился тонкий слой белой извести, на который набрасывали контуры рисунка при помощи красной киновари.
Художники использовали ляпис-лазурь для получения голубого цвета, глауконит - зеленого, сажу - черного, охру - желтого и каолиновый мел – белого.
В качестве основного закрепляющего материала использовали клеевой состав, а в конце стенные росписи полировали гладким камнем.
Наскальные изображения пещерных храмов Аджанты нельзя назвать фресками, поскольку они нарисованы на сухой стене.
Пещеры также иллюстрируют историю древних времен – сцены суда, уличные сцены, эпизоды семейной жизни и даже подробную жизнь животных и растений. В наскальной живописи представлены все слои населения – короли, рабы, женщины и дети, изображенные в окружении цветов, птиц, растений и животных. Здесь также изображены демоны (Yakshas), полуптицы-полулюди (Kinnars), полубоги, певцы и музыканты (Gandharvas) и небесные танцовщицы (Apsaras). В большинстве изображений прославляется физическая красота человека.
Легенда гласит, что эти пещеры были высечены буддистскими монахами по двум причинам. Во-первых, они служили пристанищем для монахов, которые путешествовали по всей
Индии, неся людям учение Будды. Во-вторых, пещерные храмы находились в стратегически важном месте вблизи торгового маршрута, соединяющего Индию с другими странами, поэтому монахи могли благополучно путешествовать с торговцами в разные места, чтобы распространять свою веру. Этот факт доказан влиянием искусства Аджанты на храмы
Китая,
Японии и Дальнего Востока.