Современные турагентства предлагают многочисленные туры по дорогам золотой лихорадки, сегодня мы с определенным комфортом можем пройти путем старателей, но о том, как это было на самом деле, можем узнать только из книг.
Курс на запад
Авиарейсы в Калифорнию в 1849 году? Бред? Не совсем так, не надо смеяться, авиарейсы были не так далеки от того, чтобы стать реальностью. Руфус Портер, основатель «Scientific American», планировал доставлять старателей на прииски на огромных шарах, оснащенных пропеллерами и паровыми двигателями. Он пошел так далеко что даже запустил рекламу своего детища, кроме того нашлись 200 храбрецов, готовых отправиться в Калифорнию таким способом. Однако шары так никогда и не оторвались от земли.
Потом появился «фургон, движимый силой ветра», некий гибрид парусника и непосредственно фургона. На бумаге это и впрямь казалось потрясающей идеей, кроме того дикий запад был известен своими частыми неистовыми ветрами. Первый прототип такой модели был построен и на первом же испытании показал неплохие результаты, скорость его превысила 15 км в час, но не успели конструкторы порадоваться успеху, фургон потерял управление и разбился. Изобретатель по имени Томас многие годы не прекращал работы по созданию более удачной копии, но так и не добился успеха.
Другие народные умельцы обращались к менее техничным средствам, убеждая народ, что такой немаленький путь можно проделать верхом на колесе. На самом деле трудно представить, на сколько хватило бы мышечной силы человека, чтобы двигать нагруженное колесо, а ведь и путь был не близкий, более 2000 миль. Не смотря на все это, несколько десятков человек все же предприняли попытку отправиться в Калифорнию на колесе. Первое время все получалось не так плохо, но человеческая способность имеет свои пределы. А сегодня никто не может сказать наверняка все ли из «колесочников», прибывших в Калифорнию проделали весь путь верхом на колесе.
Почему же мир просто сотрясали такие безумные идеи? Все очень просто, все спешили на запад, чтобы наконец разбогатеть.
100$ да глоток воды
Вы бы отдали 100 долларов за глоток воды? А некоторые старатели были не прочь заплатить такую цену. Что же случилось? В погоне за быстрым богатством, мало кто озаботился такой простой вещью как планирование, и как следствие лишь немногие старатели были подготовлены к жаркому и сухому климату степей Невады. Этим «прониклись» несколько местных дельцов, которые и решили нажиться на сложившейся ситуации. Они тоже отправились на запад, волоча за собой цистерны с водой. Измученные жаждой старатели выкладывали от одного до ста долларов за стакан воды.
Однако не только вода была «золотой» на маршруте Орегон-Калифорния. Так, например, в начале пути муку можно было приобрести по цене 4 доллара за баррель, но по мере продвижения на запад ее цена подскакивала до небес и достигала одного доллара за пинту, остальные продовольственные товары были тоже достаточно дорогими:
Сахар -1,5 доллара за пинту
Кофе – 1 за пинту
Ликер -4 доллара за пинту.
Забавно, но были и другие продукты, которые в противовес стоили до смешного дешево, например фунт бекона можно было купить за пенни. Те торговцы, у кого бекон был в излишке, попросту выкидывали его на обочину дороги, посчитав его неприбыльным. Один из эмигрантов рассказывал, что однажды видел тонн десять свинины, тухнущей у дороги.
Почему же в то время существовал такой значительный разбег цен? Все объясняется простым законом спроса и потребления. На поездах привозили слишком много бекона, который вследствие этого значительно обесценивался, тогда как стоимость на дефицитные товары взлетала до небес .
Трафик
Здоровенные пробки, в которых машины стоят бампер к бамперу не являются порождением современного мира. На маршруте Орегон-Калифорния случались заторы и пострашнее. Образ одинокого вагончика, спокойно едущего по бескрайним прериям (то, что мы видим чаще всего в кино) не более чем красивый миф. Куда более реально было бы представить движущийся город. Многие из участников рассказывали, что день за дней в направление горизонта были видны только фургоны старателей.
И точно так же как сегодня каждый пытался вылезти вперед всеми правдами и неправдами. Поскольку те, кто ехали сзади были вынуждены путешествовать в клубах пыли, созданных первыми фургонами, зачастую арьергарду приходилось даже надевать защитные очки, чтобы быть в состоянии хоть как-то видеть. Соревновательность зачастую была очень жесткой.
Ближе к вечеру ситуация становилась еще сложнее: фургончики собирались в лагеря на ночевку. Места для ночевок искали очень долго, поскольку прошедшая впереди колонна уничтожала всю зеленую растительность, идущую на корм животным.
Еще одной большой проблемой была антисанитария, поскольку каждая вновь прибывшая группа выкапывала себе новую уборную по соседством с предыдущей, были случаи утечки нечистот в родники, использовавшиеся как питьевые источники, что вызывало вспышки заболеваний.
В Калифорнию через Антарктику
Не все старатели отправлялись на прииски по маршруту Орегон-Калифорния, были и другие пути, ведущие к золотой земле, один из таких путей проходил близко к землям Антарктики.
Те, кто не желал долгих четыре месяца плестись на запад, отправлялись в Калифорнию морем. Здесь проблема была только в одном: до западного побережья не было прямого водного пути. Поэтому корабль, покидающий
Нью-Йорк, следовал по оконечности Южной Америки, проскальзывая рядышком с Антарктикой, прежде чем отправиться на север, к Калифорнии. Это был долгий путь, иногда он занимал целый год.
Для многих это было неприемлемо: «пока мы едем, все золото до нас выкопают», поэтому несколько гениев умудрялись придумывать укороченные маршруты, самым популярным из которых был следующих: морем до Истмуса (
Панама), потом по суше вдоль побережья океана (в те времена Панамский канал еще не существовал), а потом еще один корабль должен был довезти их до места (если повезет конечно). Потому как добравшись до побережья старатели, сэкономившие пару недель в начале пути, могли ждать своего корабля недели, а то и месяцы, ну а те, кто все же дожидался его вынуждены были платить 300, а то и 500 долларов за перевозку, хотя иногда на судах просто не было мест, вне зависимости от цены, которую люди были готовы за это место заплатить.
Вонючая тропа
Только представьте ожоги, которые можно получить, находясь на открытом солнце от рассвета до заката каждый день в продолжении 6 месяцев?. Никаких тентов, никакого защитного лосьона. Такова была калифорнийская реальность 1849 года, почти все старатели были покрыты язвами от ожогов.
Далее, представьте, как потеет человек на такой жаре, и ему негде принять душ и помыться, это тоже было вполне типично для быта старателей.
Более того времена футболок и шорт были еще далеко, тогда женщины носили длинные юбки, а мужчины длинные брюки. С собой брали больше инструментов, чем сменной одежды, так что изо дня в день приходилось ходить в одном и том же.
«Хуже и быть не может!»- скажете вы. Но нет, может, еще как может. Зачастую у старателей не было другого выбора кроме как пить протухшую воду, что приводило к одному результату, диарее. У многих диарея переходила в хроническую стадию.
Все эти условия вместе являлись источником ужасного смрада, такого, что его не выносили даже аборигены, которые были вынуждены перебираться подальше от тракта. Коренные американцы (индейцы) регулярно мылись и считали эмигрантов людьми, не знающими цивилизации.