: Егор К.
: 4 – 18.10.2015 г.
Пакистан известен войнами с Индией, военными переворотами, дружбой с Афганистаном, последним прибежищем «террориста №1» Усамы Бен Ладена. Образовался Пакистан в 1947 году из Британской Индии. Самое интересное для туристов, по моему мнению, осталось в нынешней Индии. Живут в Пакистане 200 миллионов людей (шестое место в мире). Основной язык – урду (буквы арабские). Любимая игра – крикет. Пакистанская мужская одежда – рубашка до колен с разрезом по бокам и свободные брюки из такой же однотонной рубашечной хлопчатобумажной ткани. По этой одежде вы всегда сможете определить пакистанца. Нужны четыре с половиной метра ткани (стоят 900 рупий). Пошив стоит ещё 600 рупий. Покрой женской одежду – такой же, только брюки могут быть не в тон. Некоторые женщины носят чёрные платья до пола и закрывают лицо. Волосы у женщин не всегда покрыты платком. Одежда женщин скрывает их «формы», чтобы не дразнить мужчин. Продавцы везде – мужчины. Женщины сидят дома с детьми, которых не меньше трёх. Мужья зарабатывают деньги, а жёны их слушаются. И это правильно. В безбожных «европах», в которых «свобода» превыше всего, где в семье один ребёнок, потому что женщина хочет пожить для себя до тридцати лет и иметь свои деньги, лет через сто общество выродится, а их место займут те, кто не отбросил заповедей своих религий – не важно каких. Если бы во всём мире думали одинаково – это была бы катастрофа.
Пакистан входит в десятку стран, в которые тяжело получить визу. Сама виза стоит 110$, вызов от пакистанской турфирмы – ещё 50$, плюс 6 тысяч рублей – услуги московской турфирмы. Однако путешествие по Пакистану достаточно дешёвое.
Летел я через Шарджу с «Эйр Арабия» (5 + 2 часа). В полёте не кормили, зато билет был намного дешевле, чем у конкурентов. В Карачи летели почти одни пакистанские мужчины. Иностранцев я не заметил. В аэропорту Карчи обменял доллары по курсу 1$=103,24 рупии. Курс в других местах был на рупию лучше. В два часа ночи за 1000 рупий частный таксист довёз меня до гостиницы в центре города – на Саддар Базар. (В аэропорт я ехал на официальном такси за 750 рупий). За 800 рупий у меня была чистая комната с санузлом, телевизором и вентилятором. На следующий день я перебрался в забронированную мной через «Jovago.com» гостиницу «Pak International», расположенную в полукилометре. Стоила она 700 рупий. Бесплатно был интернет и бутылка охлаждённой фильтрованной воды в сутки. Воду такую всё же лучше прокипятить и мыть ею овощи, а для питья лучше пользоваться только покупной водой.
В районе Саддар Базара рынки занимают много кварталов. Местные умельцы за два часа и 1500 рупий отремонтировали мой фотоаппарат, который перестал работать. В России такой оперативности нет.
В начале октября температура днём была 35, а ночью 25 градусов. Лучше приезжать в Карачи в начале ноября и в марте. Зимой там днём 25, а ночью 11 градусов. Летом, в период дождей, размножаются комары, которые переносят к лихорадку Денге. За две недели в октябре я видел лишь один раз комара, зато много мух в местах, где для них есть пожива.
Первым делом я купил билет на автобус лучшей автобусной компании Пакистана «Дэу экспресс» до Мултана за 2900 рупий. После этого на тук-туке за 100 рупий доехал до пляжа Клифтон бич. Пляж широкий, песчаный. Из-за близости большого порта там не очень чисто – море выбрасывает всякий мусор, который убирают трактором. Люди стоят по колено в воде и не купаются. Вода тёплая. Песчинки блестят, как крупинки золота. Люди развлекаются катанием на верблюдах, лошадях и квадроциклах. По краю пляжа расположены лотки с едой. В выходные и по вечерам, когда спадает жара, народу собирается больше.
На следующий день я посетил музей пакистанских воздушных сил (PAF), который расположен справа у шоссе, идущего к аэропорту. Тук-тук мне обошёлся в 250 рупий. Вход в музей – 40 рупий. На территории расположен сувенирный магазин с низкими ценами, кафе, детские карусели. Музей мне очень понравился чистотой, в отличие от местами замусоренного города, ухоженностью, прекрасными экспонатами. Краска на самолётах нигде не слезла. Большинство самолётов стоит на бетонированных площадках с невысокими заборчиками среди ухоженных газонов. В закрытом павильоне находятся ещё несколько самолётов, модели самолётов, форма лётчиков, награды, документы. Под открытым небом стоят несколько разукрашенных советских МиГов и Анов. Работает музей до 22-х часов. Жители Карачи приходят туда на пикники.
Недалеко расположен военно-морской музей. Нужно пройти к шоссе и чуть левее перейти по пешеходному переходу на другую сторону. Минут 15 ходу - и справа виден музей. Вход стоит 30 рупий и 10 – за вход на подводную лодку. Лодка длиной около 60 метров была сделана во Франции и принимала участие в войне с Индией. Лодка стоит на небольшом музейном озере. Рядом - небольшая подлодка и военный катер. Есть здание музея, самолёт–торпедоносец, на который можно подняться, орудия с кораблей.
Возвращался я на общественном автобусе за 20 рупий. Нужно было снова по пешеходному мосту перейти шоссе (движение в Пакистане левостороннее) и тут же у моста сесть в автобус, которых много, и доехать до Саддар Базара. В автобусах женщины сидят спереди. С женщинами я и не разговаривал (кроме стюардесс в автобусах), так как в Пакистане всюду работают только мужчины.
Карачи был столицей Пакистана с 1947 по 1959 год. Это самый большой город страны - промышленная столица. Там проживает 12 миллионов человек. В Карачи похоронен первый президент Пакистана Али Джинна. Его портреты есть на пакистанских банкнотах. Величественный мавзолей Джинны из белого мрамора высотой 43 метра расположен недалеко от Саддар Базара на холме и окружён парком площадью 53 гектара. В бассейнах вокруг мавзолея, где должна находится вода, пусто. Над мавзолеем кружат сотни орлов. Рядом расположены могилы его ближайших родственников и небольшой музей. Али Джинна в молодости заказывал свои костюмы у лучших портных Парижа, Лондона и Бомбея. Да и потом жил не так, как бедный народ.
До Мултана ехал на ночном автобусе. У компании «Дэу» свои автостанции по всей стране. Перед посадкой пассажиров проверяет служба безопасности, а перед отправлением по салону проходит служащий и снимает пассажиров на видеокамеру. Автобус с кондиционером, расстояния между креслами большие, кресла хорошо раскладываются. «Стюардесса» регулярно разносит закуски и напитки. Автобус всё время ехал по платным дорогам. Обидно за Россию, у которой до сих пор не построена ни одна платная дорога. У России «свой путь» (с плохими дорогами) и умом её не понять. Дорога забита гружёными фурами. Движение такое, что позавидует МКАД. Большую территорию занимает полупустыня с чахлыми кустами акации. Где есть реки и вода, там обработана земля.
В Мултане (1,5 миллиона жителей) потратил больше часу на поиск гостиницы и 300 рупий на рикшу, после чего вернулся на автостанцию. Гостиницы были или заполнены, или не принимали иностранцев, или стоили не менее 4000 рупий. Я решил ехать в Лахор, до которого оставалось 5 часов пути.
Лахор (7 миллионов человек) - культурная столица Пакистана. Город находится на границе с Индией недалеко от индийского города Амритсар. Я поселился в гестхаузе «Regale Internet Inn», который настоятельно рекомендовал путеводитель «Lonely planet». Стоил номер 700 рупий за ночь. За фанерной перегородкой находятся две кровати и вентилятор. Есть дворик с телевизором на крыше третьего этажа. Даром дают охлаждённую фильтрованную воду и стирают одежду. Первую ночь я жил один, а на следующую появились три китайца. Китайцы много работают, хорошо живут и путешествуют по всему миру. Ещё нескольких китайцев я видел на автостанции в Равалпинди. Туристов в Пакистане мало. Говорят, что ещё год назад там было беспокойно, но военные навели порядок и народ их за это поддерживает. Я видел только благожелательных людей. Даже когда проверяли мой паспорт, сначала со мной здоровались за руку. Пакистанцы знают английский язык. Когда я кого-то спрашивал дорогу, то подходило ещё двое мужчин и давали свои советы.
В первый день в Лахоре я посетил форт, который размещён в старом городе. Вокруг форта – громадный базар в узких улицах. Вход в форт стоит 20 рупий для пакистанцев и 500 рупий для иностранцев. Иностранцев я там не встретил. Со мной несколько раз фотографировались пакистанцы. Видно, большинство людей ни разу не выезжали за границу. Форт расположен на холме. В центре – большой квадратный двор с хорошо постриженным газоном, который народ использует для пикников. Там живут уличные кошки. Уличных собак в Пакистане на порядок меньше. Форт был несколько раз разрушен, а потом восстановлен. Павильоны в нём похожи на те, которые я видел в Индии.
К форту примыкает большая мечеть Бадшахи с красивыми минаретами. Рядом расположен Minar-e-Pakistan – минарет высотой 65 метров в форме цветочной вазы, построенный в 1968 году в память о подписании Лахорской резолюции, в которой шла речь о провозглашении независимого мусульманского государства.
В Лахоре много зданий в индо-мавританском стиле с куполами, которые остались после британского колониального прошлого. В одном из них находится Лахорский музей. Вход для местных стоит 20 рупий, а для иностранцев – 400. Туда классами водят школьников. На дороге перед музеем стоит большая пушка Замзам длиной 4,4 метра, которую описал ещё Киплинг.
Я побывал в большом и ухоженном ботаническом саду, ранее называемом «Сады Лоуренс». В красивом викторианском здании находится библиотека. К ботаническому саду примыкает зоопарк. Вход для всех – 30 рупий. В зоопарке видел двух бегемотов, носорога, белого тигра, львов, оленей, козлов. Посетителей там много.
До Равалпинди от Лахора ехал 5 часов на автобусе «Люкс», в котором в ряд не 4, а 3 кресла. Таких автобусов много в Малайзии. Дорога шла сначала по равнине, а потом по невысоким горам. Я выбрал не Исламабад, а Равалпинди (1,8 миллиона жителей), который к нему примыкает потому, что там гостиницы дешевле. В следующем году Исламабаду исполнится 50 лет.
Автостанция Дэу находится в нескольких километрах от местного Саддар Базара. На рикше доехал до гостиницы. В ней иностранцев не принимали, как и в некоторых близлежащих. Но всё же я нашёл гостиницу «Шайнинг стар» за 1500 рупий в сутки с большой комнатой. Первым делом я купил билет на поезд до Карачи за 5500 рупий, благо, что железнодорожный вокзал находился в пяти минутах ходьбы от моей гостиницы. После этого я поехал в Исламабад. На маршрутке доехал до Файзабада, где взял за 200 рупий такси (микролитражка Сузуки Мехран) до мечети Фейсала, расположенной на другом конце Исламабада у гор, покрытых сосновым лесом. Мечеть Фейсала – самое интересное здание столицы Пакистана, которое стоит посетить. Мечеть – подарок саудовского короля Фейсала. Построена она в 1986 году. Четыре минарета белого цвета высотой 88 метров расположены по краям мечети, напоминающей бедуинскую палатку. Мечеть выглядит очень симпатично. Объявление у входа гласит, что это святое место и здесь нельзя устраивать пикники.
Исламабад (1,2 миллиона жителей) разделён на секторы – квадраты 2 на 2 километра с широкими проспектами между ними. В центре каждого квадрата – торговый центр или базар, а вокруг – жилые дома. Издалека видны три 30-этажных высотки-близнецы с отличным пятиэтажным торговым центром, который соединяет все три здания. Рядом находится станция метробуса «ПИМС», который связывает правительственный квартал Исламабада с Саддар Базаром Равалпинди. Метробус - эстакада, по которой ходят спаренные кондиционированные автобусы. Проезд стоит 20 рупий на любое расстояние. Кассы для женщин и сеньоров (пожилых мужчин), как и вход в автобус, находятся отдельно. Метробус – лёгкий вариант метро. Метробус работает в Лахоре, Тегеране, Джакарте.
На следующий день я ездил в горы. На метробусе доехал до Файзабада, где пересел на микроавтобус до Мэрри (Murree). Поездка длится полтора часа и стоит 100 рупий. Через пару километров микроавтобус въехал в горы, покрытые лесом. Высшая точка Мэрри – 2260 метров. На равнине было +35 градусов, а в Мэрри в футболке было достаточно прохладно. В посёлке около сотни гостиниц. Цены – от 1200 рупий за ночь. Сверху открывается вид на долину. Но в этот день внизу было видно лишь облака. Люди бродят по центральной улице среди магазинов. Зимой там выпадает снег.
Раджа Базар Равалпинди находится недалеко от Саддар Базара. Надо перейти по пешеходному мосту через железнодорожные пути и за 15 рупий проехать несколько минут на 6-местном тук-туке до центра рынка. Рынков в Пакистане много, но этот – очень компактен. Каждая улица торгует своим товаром.
В последний день своего пребывания в Равалпинди я пошёл посмотреть музей пакистанской армии, который советовал посетить путеводитель. Вход в музей, который находится на территории военной части, я нашёл, но внутрь меня не пустили.
Ехал я на поезде в купейном вагоне (6 полок, кондиционер, телевизор с многими каналами). Вагон современный. 1300 километров проехал за 22 часа. Соседи попались приятные. Да и ехать на поезде всё же лучше, чем на самом «люксовом» автобусе. Пакистанские железные дороги не электрифицированы. Вместо светофоров там – механические семафоры. Свет в Пакистане иногда отключают, поэтому всюду стоят электрогенераторы (как в нынешнем Крыму).
В Карачи по совету путеводителя решил посетить остров Манора, который лежит у входа в порт Карачи. Городской автобус W-11 идёт по Али Джинна роуд (от мавзолея по прямой до порта – «харбор»). До острова плыл на деревянном кораблике, на который набилось человек 40. Проезд стоил 50 рупий. Вход на остров стоит ещё 10 рупий. Пройдя метров 500 упёрся в блокпост, на котором мне вежливо объяснили, что я могу только вернуться обратно. Вот и верь после этого путеводителям!
Сходил в Национальный музей. Вход 10 рупий для пакистанцев и 200 для остальных. Купил себе босоножки за 1500 рупий. Моделей обуви много, выглядят они достойно и стоят недорого. Гарантия на них «всего» 90 дней! Но мы то знаем, что «всего» - это 30 дней, а не 90! В Карачи приезжают азербайджанцы за кожаными куртками и шубами, поэтому некоторые таксисты говорят немного по-русски.
Вот такая у меня получилась поездка. Я доволен, что посетил Пакистан и теперь могу судить об этой стране не по чужому мнению, а по увиденному своими глазами. Народ очень благожелательный, страна дешёвая. Если вы ещё не были в Пакистане – советую посетить. Желательно перед этим купить путеводитель. Свой путеводитель я купил в Дели - в туристическом районе Пахарганж.