Сложный по замыслу, грандиозный, утонченный и величественный, этот собор появился в Амальфи в IX веке. За многие годы его облик был дополнен архитектурными элементами романского и византийского стилей, готики и барокко, однако в целом остался доминировать арабско-норманнский стиль. Создается впечатление, что в архитектуре собора объединяются крест и полумесяц: колокольня похожа на облаченный в тюрбан Шахерезады минарет, фасад вызывает в воображении полосатый бурнус, а кладбище похоже на араба - сицилийца.
Воплощением могущества Амальфи служит монументальный парадный вход собора: 62 широкие ведут вверх к мозаичному фасаду (реконструирован в XIX в.), украшенному арками и геометрическими рисунками. Внушительные бронзовые двери, первые в Италии, были выкованы в Константинополе ок. 1066 г. и отмечены печатью Св. Симеона Сирийского; в Амальфи они попали при содействии главы большой колонии амальфетанцев в Византии. Серебряные инкрустации на дверях, трудноразличимые в настоящее время, являют образы Христа, Девы Марии и святых.
Первым делом посетители направляются в примыкающий к собору «райский дворик». Построенный примерно в 1266 году для епископа Августариккьо как кладбище для знатных горожан, он является одним из наиболее ценных архитектурных сокровищ южной Италии. Его наполненный цветами и пальмами квадратный двор оформлен сериями исключительно тонких, переплетающихся арок, подпираемых изящными двойными колоннами в стиле, сочетающем византийские и арабские элементы. Стены, а также оставшиеся от прежней церкви столбы и кафедры украшены геометрическими узорами, выложенными из цветной . Особого внимания заслуживает сцена распятия (XIV в.) работы Роберто д’Одеризио, ученика Джотто. Башня с колоколом (XII в.), расположенная перед комплексом, установлена на романском фундаменте, а ее искусно сделанная верхушка покрыта желто-зеленой и украшена арками местного стиля – круглым центром, окруженным четырьмя меньшими куполами.
Часовня в конце «райского дворика» ведет в еще более древнюю базилику (IX в.) – Базилику Распятия, построенную в романском стиле. Ее архитектурную композицию составляют неф, два прохода и высокая, глубокая апсида. Здесь вы увидите изображение сцены распятия, выполненное учеником Джотто (XIV в.). В этой части собора в настоящее время размещен музей, где представлены саркофаги, скульптуры, изделия неаполитанских ювелиров и другие сокровища кафедрального комплекса.
Из базилики ступени ведут вниз в склеп Святого Андрея Первозванного. Собор над склепом был построен в XIII веке для того, чтобы разместить здесь кости святого, привезенные из Константинополя и источающие чудесную жидкость, называемую верующими «манна Святого Андрея». Собор в Амальфи всегда притягивал к себе горячих поборников веры – от Франциска Ассизского до Папы Урбана IV , - однако после демонстрации в XIV веке чудесных проявлений «манны» поток паломников значительно увеличился. Мощи святого (за исключением головы, которая хранится в Ватикане) находятся под главным алтарем (XIII в.) этого исключительно прекрасного склепа, украшенного мраморными статуями скульптора Пьетро Бернини, отца прославленного Джанлоренцо Бернини.
Поднявшись по проходу, ведущему непосредственно в собор, вы сможете восхититься раскрашенными в разные цвета мраморными скульптурами искуснейшей работы, а также расписанным кессонным потолком (реставрирован в XVIII в.); искусствоведы ломают голову над этим обновлением, поскольку первоначальное оформление апсиды в Средние Века должно было казаться настоящим чудом. Тем не менее, оригинальный план базилики был сохранен. В первой часовне слева от главного входа находится купель для крещения из красного порфира, предположительно извлеченная из руин античного Пестума. Среди других сокровищ можно отметить перламутровый крест, подаренный Амальфи в 1930 году жителями Иерусалима в благодарность за помощь в строительстве в 1112 году больницы на 2000 мест, позже ставшей первым военно-религиозным орденом – «Рыцари Святого Иоанна».