Что такое «культурный туризм»?
Культурным туризмом называют знакомство путешественников с культурой и традициям местных жителей.
Такой вид туризма позволяет путешественникам познакомиться с обычаями местных жителей разных стран в непосредственном общении, своими глазами увидеть, как живут другие народы.
Культурный туризм дает возможность людям из разных стран знакомиться и изучать новые культуры и языки. В свою очередь благодаря полученным деньгам из сферы туризма государственные организации туристических стран помогают этим поселениям материально сохранить традиции и продолжить привычный уклад жизни, столь диковинный для приезжих путешественников.
Культурный туризм берет свое начало на холмах штата
Мексики Оахака, горного региона Центральной Азии, а также в заповедной части страны, расположенной на юго-западе
Кении в Масаи-Мара и многих других уголках земли.
В теории Культурный туризм – это замечательно, очень интересно, познавательно и даже полезно.
Получается, что когда в поселениях, куда организовываются экскурсии, приезжают туристы, они тем самым вносят свой вклад в развитие этого региона, т.к. туризм приносит немалые деньги, которые передаются тем местным жителям, которым нужна финансовая поддержка. Многим народам, которые могли просто исчезнуть, прибыль от сферы туризма позволяет не только удерживаться на плаву, но и процветать.
Однако если посмотреть с другой стороны на культурный туризм, то можно сказать, что часто это очень тонкая грань между тем, действительно ли это знакомство туристов с другой культурой или же эксплуатация местного населения.
Действительно ли культурный туризм – это эксплуатация местных жителей, а не способ им помочь?
Во время исторических экскурсий можно часто заметить, что на территориях самобытных поселений возводят дополнительные здания и проводят коммуникации. Все это для удобства приезжих туристов, а местные жители даже не пользуются подобными нововведениями. А настоящие дома местных выглядят как исторические музеи, давно не пригодные для жизни. Не обжитые, пустынные помещения, скамейки, поставленные специально для туристов, столы забитые различным товарами на продажу не создают впечатления того, что здесь кто-то действительно проживает. Как правило, на такой экскурсии у Вас будет возможность отведать местной кухни, увидеть мастерство местных ремесленников, посмотреть хозяйство, но при этом у Вас не возникает ощущение, что Вы знакомитесь с другой культурой, а как будто бы просто гуляете по очередной экспозиции.
Даже когда Вы едете по неровной дороге, если это можно так назвать, мимо домов из необожженного кирпича и видите детей и куриц, свободно бегающих и резвящихся, невольно задумываетесь о достоинствах и пользе культурного туризма для сохранения самобытности этих поселений. Наверное, не правильно называть культурным туризмом просто способ заработать деньги по средствам удовлетворения любопытства и интереса туристов. Каждая машина, каждый путешественник, прибывший на территорию местного народа, не проходит бесследно, он так или иначе вторгается в чужую культуру, оставляя в ней что-то свое, а также загрязняет территорию. Культурный туризм требует особого отношения, внимания к сохранению самобытности и культурных традиций народа, защите его уникальных особенностей уклада жизни.
Разве культурный туризм руководствуется такими правилами? Сохранять культуру и не вмешиваться в жизнь местных народов вовсе не получается. Например, смогли ли бы жители Санта-Мария-Уатулько — город и в
Мексике в штате
Оахака, без влияния культурного туризма построить на своих территориях больницы и детские площадки? Были ли бы у них водопровод и электричество?
Если бы толпы туристов не приезжали на экскурсии и не ходили бы от одного дома к другому в поисках сувениров и подарков, выращивали бы тогда местные фермеры кофе и кактусы, которые было бы не кому покупать? Если бы не было покупателей из города, которым женщины каждую неделю поставляют на продажу сотканные вручную изделия, продолжили ли бы они свое ремесло, и была ли бы необходимость обучать этому своих детей и передавать навыки из поколения в поколения?
Развивая мысль, напрашивается еще такой вопрос: а если бы у тех людей, которые живут в юртах в
Монголии, в землянках в
Кении, в домах из необожженного кирпича в штате Оахака была возможность переехать в большие города в цивилизованных странах и найти хорошую работу, остались ли бы они здесь, в своих родных местах?
Изменения в культуре малых самобытных народностей начинаются с малого и затем постепенно перетекают из одного поколения в другое, до тех пор, пока не утрачивается местный язык, а вместе с ним и культурные традиции, которые попросту превращаются в способ заработать, а сами жители становятся частью одной большой нации, питающейся фаст фудом.
Так что же делать с культурным туризмом, запретить такие экскурсии? Вовсе нет, но нужно перестать стремиться просто удовлетворять любопытство туриста. Действительно ли Вы узнаете из этих поездок что-то о настоящей культуре других народов? Да, но с львиной долей искусственных приемов для привлечения туристов. А возможно ли сохранить истинные традиции народов, с которыми знакомится путешественник, и избежать эксплуатации местных жителей в угоду кому-то со стороны? Сделать культурный туризм обоюдно организованным и равно приносящим пользу? Это действительно сложные вопросы.
даааа.... даже как-то грустно... статья наводит на мысли аднако