Тадж-Махал … некоторые называют его элегией в мраморе, для многих он - вечный символ бессмертной любви. Столетия спустя после своего создания он по-прежнему очаровывает посетителей своей харизматической архитектурой и повествует мистическую историю любви. Пройдя через зеленые окрестности и остановившись перед величественным шедевром искусства, высеченного из мрамора и украшенного драгоценными камнями и золотом, сделайте глубокий вдох и приготовьтесь к прекрасному впечатлению, которое обогатит и приведет вас в восторг …
История создания мавзолея Тадж-Махал
Тадж-Махал – это мавзолей, расположенный в индийском городе
Агра. Мавзолей был построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана (Shah Jahan), внука императора Акбара (Akbar), в память о его умершей жене - королеве Арджуманд Бано Бегум (Arjumand Bano Begum), известной под именем Мумтаз-Махал (Mumtaz Mahal), которая приходилась племянницей императрице Нур-Джахан (Nur Jahan).
Мумтаз-Махал умерла в 1631 году в городе Бурханпур (Burhanpur), при родах своего четырнадцатого ребенка. Широко известно, что ее останки были временно похоронены в саду Зайнабад (Zainabad), а шесть месяцев спустя перенесены в Агру, в мавзолей Тадж-Махал. Вскоре после завершения строительства мавзолея, Шах-Джахан был свергнут его собственным сыном Аурангзебом (Auragnzeb) и взят под домашний арест в соседнем Форте Агры. Говорят, что свои последние дни Шах-Джахан провел, пристально глядя на Тадж-Махал. После смерти Шаха-Джахана Аурангзеб похоронил его в мавхолее Тадж-Махал рядом с женой.
Земля, где находится Тадж-Махал, принадлежала клану Качваха (Kachhwahas) в городе Аджмер (Ajmer), штат Раджастан (Rajasthan), но была приобретена у них за четыре особняка (хавели), - это утверждал придворный историк Абдул Хамид Лахаури (Abdul Hamid Lahauri) в своей книге «Badshah-Namah and the firmans». Во время строительства вдоль реки была сооружена сеть колодцев. В работе принимали участие каменотесы, резчики по камню, мастера по инкрустации, гравировщики, художники, каллиграфы, строители куполов и другие ремесленники со всей империи, а также из Средней Азии и
Ирана. Архитектура и проектировка Тадж-Махала являются примером ярких традиций персидской и ранней могольской архитектуры.
Ещё одним захватывающим аспектом строительства Тадж-Махала был тот факт, что самые изысканные исходные материалы, будь то мрамор или камни, были привезены из разных дальних стран мира. Кирпичи для внутренних строительных работ были приготовлены в соседних районах, а прекрасный белый мрамор для замысловатой облицовки доставлен из местности Макрана (Makran) в штате Раджастхан. В белый мрамор были врезаны двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней, образуя величественное и прекрасное произведение искусства. Яшма была привезена из Пенджаба, нефрит и кристалл - из
Китая, бирюза - из Тибета, ляпис–лазурит - из
Афганистана, сапфир - из
Шри-Ланки, а карнеол - из Аравии. Кроме того, из соседних шахт Sikri и Dholpur был доставлен красный песчаник. Чтобы закончить строительство Тадж-Махала, потребовалось целых 17 лет, и, наконец, в 1648 году шедевр был готов.
Факты о Тадж-Махал
Тадж-Махал – это не отдельное архитектурное сооружение, это целый комплекс, расположенный на прямоугольном участке земли размером 580 м х 305 м и ограниченный с севера и юга двумя продолговатыми секциями. В центре внимания находится белая мраморная могила, которая стоит на квадратной платформе - симметричном здании со сводчатым залом, арочным дверным проемом и большим куполом на вершине. Основная структура Тадж-Махала представляет собой большой куб с закругленными гранями. Архитектурный дизайн Тадж-Махала полностью симметричен, в каждом углу постамента, окружающего могилу, возвышаются четыре минарета. В главном зале мавзолея находятся пустые гробницы Мумтаз-Махал и Шаха-Джахана, а места их захоронения расположены ниже. Мечеть из красного песчаника с западной стороны могилы и пансион Mehman-Khana с восточной стороны образуют прекрасный цветовой контраст, приятный для глаз. Внутренняя и наружная части Тадж-Махала являются изысканным образцом искусства полихромной инкрустации, доведенного до совершенства.
В южной части комплекса находится передняя площадка с главными воротами. На ней также расположены могилы двух других королев Шаха-Джахана – Акбарабади Бегум (Akbarabadi Begum) и Фатехпури Бегум (Fatehpuri Begum). Юго-восточный и юго-западный углы называются «Saheli Burj один» и «Saheli Burj два» соответственно. Комплекс заложен вокруг сада площадью 300 кв.м., выдержанного в стиле Charbagh («четыре сада»). Сад разделен тропами на четыре равных секции. Эти четыре секции также подразделены приподнятыми тропами на шестнадцать опущенных вниз клумб, что очень украшает общий вид. В центре сада находится мраморный бассейн, в котором можно увидеть прекрасное отражение Тадж-Махала.
Тадж-Махал как одно из Семи Чудес Света
В 1983 году Тадж-Махал был объявлен объектом Мирового Наследия ЮНЕСКО и, следовательно, получил статус одного из лучших памятников мира. Хотя в мировой истории известно несколько списков Семи Чудес Света или Рекомендуемых мест путешествий, Тадж-Махал фигурирует также и в недавно объявленном списке Новых Семи Чудес Света: согласно недавнему опросу за него проголосовало целых 100 миллионов человек. Каждый год Тадж-Махал посещают около трех миллионов туристов, что позволяет назвать его самой любимой туристической достопримечательностью
Индии. Туристы устремляются в Тадж-Махал в любое время года, но большинство из них предпочитает посещать его в октябре, ноябре и феврале, когда погода в Индии относительно прохладна и, следовательно, более благоприятна для путешествия.
Дополнительные сведения о Тадж-Махал
Главным проектировщиком мавзолея Тадж-Махал был Устад Ахмад Лахаури (Ustad Ahmad Lahauri).
Каллиграфическая надпись, найденная в Тадж-Махал, создана цветистым тулутским шрифтом работы персидского каллиграфа Аманата Хана (Amanat Khan), который поставил свою подпись на нескольких панелях.
На боковых сторонах могилы Мумтаз-Махал стоят каллиграфические надписи девяноста девяти имен Бога.
На могиле Шаха-Джахана написано: «Он ушел из этого мира в торжество Вечности ночью двадцать шестого числа месяца Раджаб 1076 года Хиджри».
Во время индийского восстания 1857 года Тадж-Махал находился под угрозой разрушения от рук британцев, которые выковыряли драгоценные камни с его стен.
В 19-м веке британский вице-король Лорд Керзон (Lord Curzon) объявил о начале проекта восстановления Тадж-Махала, который был завершен к 1908 году. В дизайне газонов и сегодня прослеживается стиль британской реконструкции.
С 28-ого ноября 2004 года разрешено ночное посещение Тадж-Махала: мавзолей открыт пять ночей в месяц (ночь полнолуния и по два дня до и после неё), кроме пятницы и месяца Рамзан.
Если Вы хотите посетить Тадж-Махал со своей второй половиной, рекомендуем побывать там в полнолуние, когда он открыт для ночного посещения. Красота безмятежно белого сооружения, купающегося в волшебном лунном свете, останется в вашей памяти на всю жизнь. Но не поймите нас превратно, вы полюбите Тадж-Махал с первого взгляда в любое время суток. Тадж-Махал соблазнит вас своими золотыми украшениями и замысловатыми резными фигурками на древнем мраморе, он ошеломит вас красотой окружающих его цветов и зеленой растительности, но, прежде всего, он уведет вас в глубину истории, даря незабываемые впечатления, которые вы будете всегда хранить в своем сердце…
красота я там бывал