Норфолк
Списанный корабль военных сил
США подготавливается судостроительным заводом Вирджинии для дальнейшего служения, но уже в качестве среды обитания морских жителей и аттракциона для дайверов Национального Морского Заповедника Ки Уэста, штата Флорида.
6-ти миллионный проект по превращению 160-метрового General Hoyt S. Vandenberg в риф будет закончен к весне 2008, когда судно погрузится на 43-метровую глубину в 10 километрах к югу от Ки Уэста.
Списанный еще в 1983 году Ванденберг 24 года стоял среди кораблей Резервного Военно-Морского флота США в Форт - Юстисе.
По оценкам разработчиков проекта риф Ванденберг должен приносить около $8 млн. ежегодно. К тому же его затопление облегчит существование естественных коралловых рифов.
Перед погружением на глубину судно нужно очистить от всего, что может угрожать окружающей среде. Необходимо снять краску, удалить токсические вещества и избавиться от нефтяных остатков.
Более 50 000 человеко-часов потребуется, чтобы закончиться работу, а для его погружения понадобятся водолазы всех квалификаций. Проект финансируется в основном правительством острова.
Ванденберг начал ходит по морям в 1943, тогда он имел другое имя - General Harry S. Taylor и перевозил военные отряды. В 1999 году на борту корабля снимался кинофильм «Вирус» с Джеми Ли Кертис и Уильямом Болдуином в главных ролях.
После участия во Второй Мировой, Венгерской Революции и Холодной войне его переделали под ракетоносец. Посвященный для этой миссии корабль получил свое второе имя – Генерал Хойт Ванденберг.
Необходимо отметить, что у затопляемых кораблей есть и
обратный эффект.
Ученые оспаривают эффективность создания таких рифов для
восстановления биоразнообразия и рыбных запасов.
Создаваемые из кораблей искусственные рифы, как мощный
магнит притягивают к себе рыбу с огромных окружающих
пространств.
В то же время они не обеспечивают ее достаточным количеством
пищи.
Оставляет желать лучшего и размер и число укрытий, которые
необходимы морским обитателям для жизни и размножения.
Зафиксировано уменьшение веса и плодовитости рыб, живущих на
кораблях, по сравнению с представителями тех же видов рыб,
живущих в естественных условиях.
Рыбу, собранную вокруг затонувшего корабля легче выловить.
Её много и она голодная.
Это сочетание приводит к известному "эффекту затонувших
кораблей" - клёв фактически непрерывный.
Качество очистки кораблей перед затоплением, а также
возможность вторичного загрязнения моря после полного
разрушения корпуса - еще один спорный вопрос.
Корабли приходится очищать не только от нефтепродуктов.
Пластик, асбест, резина и другие отходы, оставшиеся в
корпусе при затоплении могут дать о себе знать появлением
мусора или вредоносной пыли на ближайшем пляже лишь через
несколько десятков лет.
А сложность и дороговизна качественной очистки корпуса могут
стать причиной поиска способов оставить эти загрязнители
внутри корабля.
В мировой практике не так уж редки случаи, когда затопленные
корабли и другая техника начинали перемещаться во время
штормов и повреждали настоящие рифы.
С другой стороны, известно, что погружения на затонувшие
корабли частично отвлекают дайверов от естественных
коралловых рифов, снижая эффект их "вытаптывания", давая
время восстановиться и сохраняя для будущих поколений.
Немаловажно, что корабли, лежащие на морском дне становятся
препятствием для запрещенного в большинстве стран донного
траления, тем самым защищая от уничтожения донные биоценозы
на прилегающих к рифам участках морского дна.
Проекты по затоплению отслуживших кораблей благоприятны для
развития туристической отрасли, дайвинга и морской рыбалки.
Это создает мощный приток денег в местную экономику.
Деньги - один из главных аргументов сторонников создания
искусственных рифов из кораблей.
Выводы.
Создание искусственных рифов из списанных кораблей - вопрос
не однозначный.
Из-за высокой стоимости подготовки, очистки и сертификации
кораблей для затопления такие проекты доступны только при
достаточно серьезном финансировании.
Более эффективным для восстановления подводного мира было бы
создание множества меньших, но равномерно рассеянных на
большой территории искусственных рифов.